Чем опасен для Украины развал России

Россия вполне может начать полномасштабную агрессию против Украины с использованием всех родов войск. Она может даже довести ситуацию до ужаса ядерного конфликта. Но ни один из агрессивных сценариев никоим образом не позволит достичь ей стратегических целей, а значит победы в войне.

Россия, чьей стратегической задачей было создание так называемого «русского мира» — альтернативного полюса в спектре человеческих цивилизаций, проиграла в самом начале конфликта. Фундамент исторического и цивилизационного поражения России был заложен с первых дней захвата Крыма, где отсчет жертв военной агрессии начался с убийства 18 марта прапорщика украинской армии Сергея Кокурина — русского по национальности жителя Симферополя, и Донбасса, где 17 апреля был зверски убит за защиту флага Украины депутат Горловского горсовета Владимир Рыбак.

Эти жертвы и последовавшая за ними военная агрессия России поставили окончательную точку в возможности построения «русской цивилизации» потому, что навсегда развели исторические пути России и Украины в их нынешнем виде. Идеология «русского мира», как союза в первую очередь именно России и Украины, а с ней и вообще российская имперская идея потерпела крах. Россия может попытаться добиться федерализации и расчленения Украины. Украина может потерпеть поражение на пути евроинтеграции и реформ, потерять субъектность, национальное единство, а с ней и поколение пассионариев. Но сами украинцы уже не потерпят поражения в духовном плане и в смысле ценностей. Россия не проиграет только в одном случае: если физически ливидирует всех носителей украинской идеи. Но это, согласитесь, очень маловероятно.

Духовную победу украинцам принес добровольный отказ от ядерного оружия в 1994 и подписание Будапештского меморандума, где основные ядерные государства мира, включая Россию, гарантировали Украине территориальную целостность. После разрыва Будапештского меморандума в глазах всего мира украинцы выглядят людьми, которые страдают за стремление к недопущению ядерного апокалипсиса, к прекращению гонки вооружений и в конечном итоге к миру на планете. Украинцы воспринимаются как несправедливо обиженные романтики, которые доверились сильному соседу и поплатились за свою веру. А если учесть подозрения в том, что Россия вероятно уже перебрасывает в Крым средства доставки ядерного оружия, то добровольный отказ от ядерного оружия однозначно ставит украинскую идею на более высокий цивилизационный уровень по сравнению с идеей имперской. И главная проблема для России здесь в том, что осознание этих фактов будет постепенно уничтожать Россию изнутри.

Медленное трезвение и понимание произошедшего пробудит у значительной части россиян коллективное чувство вины перед украинцами и повлечет за собой массовое растождествление с русской имперской идентичностью. Завоевательный поход в Крым и на Донбасс, который по идее должен был консолидировать имперскую идею России и развязать в Украине гражданскую войну, на деле обозначил начало гигантского конфликта внутри так называемой «русской цивилизации», который рискует повторить непримиримое европейское противостояние гвельфов и гибеллинов (борьба сторонников Римского Папы и Императора Священной Римской империи в Италии в 12-15 веках).

В нынешней ситуации есть вероятность того, что многие разочаровавшиеся россияне, не желая нести ответственность перед украинцами за преступления кремлевского режима, обратят свои взоры на Киев, как на «мать городов русских». В России очень возможен раскол между сторонниками старой империи со столицей в Москве и людьми, которые посчитают Москву виновной в катастрофе и захотят возродить идею Киевской Руси. Впервые за многие десятилетия славянофилы, русские националисты и западники могут оказаться идеологическими партнерами, а противостоять им будут советофилы, евразийцы и православные фундаменталисты. Возможен по истине тектонический раскол российского общества, который выразится в идеологическом противостоянии Киева и Москвы. И захватит он не всю Украину, как это планировалось в Кремле изначально, а, наоборот, — весь «русский мир».

Цивилизационно и исторически это поставит огромные вызовы перед Украиной. Возможно именно Киев — хочет он этого или нет — через время должен будет стать адвокатом, по крайней мере, лояльной к себе части россиян в цивилизованном мире. Вполне вероятно именно этот вызов — необходимость цивилизационной адаптации новой России или того, что от нее останется — станет препятствием для полноценной интеграции Украины в Европейский Союз. И именно отсюда через время возможно будет исходить угроза украинской национальной идентичности, которая сейчас консолидировалась перед лицом военной агрессии со стороны России, но в будущем может расколоться на сторонников евроинтеграции и адептов украинского неоимпериализма.

Судя по всему, Кремль становится автором своего самого страшного кошмара, и история России XXI века будет писаться в Украине…

Алексей Васильченко

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.