Что касается акции в поддержку Навального. Мне все равно. И вот почему.
Долгое время Навальный мне был симпатичен. Я ставил его в пример нашим политикам. Но, история про «бутерброд с колбасой» многое прояснила.
Во-первых, странно слышать от человека, который посвятил жизнь борьбе с воровством, оправдания воровству. В данном случае, воровству куска украинской территории. Эдак, любой Тимченко может сказать: «Выведенные из России миллиарды, это что, бутерброд с колбасой? Они уже инвестированы в американские казначейские облигации, британские хедж-фонды. Что их теперь туда-сюда возвращать?»
Второе, главное. Мне кажется, я понял, почему Навальный и российские либералы постоянно повторяют эту мантру: «мы с украинцами — один народ», «наш братский народ» и т.д.
Я не говорю сейчас про 80% поддерживающих Путина, с теми как раз все ясно. Но вот сейчас про 10-15% умных россиян, противников режима. Им, как людям выросшим на русской классической истории и литературе, просто невозможно принять, что Украина — другое, отдельное государство, со своей историей.
Потому что, если это принять, то получится, что:
— «Киев — мать городов русских»,
— Владимир Ясно Солнышко,
— «Как ныне сбирается вещий Олег…»,
— «Слово о полку Игореве» — вот это всё.
Это не с ними, это не с Россией. Это всё чужая история. Это история другой страны, которая от скифов, через Киевскую Русь, Козаччину, Гетьманщину и времена оккупации империей, шла к своей независимости.
История, прямо скажем, обычная для Европы: героические эпохи сменяли эпохи разрухи и покорения. Но в конце, своё независимое государство. История не хуже и не лучше Польши, Чехии, Финляндии, Литвы.
Принять этот факт для русских либералов, значит выбросить на помойку Карамзина и Ключевского. Это значит, что вся российская история с официальных более чем тысячи лет сжимается до каких-то пяти веков. Нет никакого Третьего Рима, нет никакого наследия Древней Руси. А есть просто Московское царство, основанное в середине 16-го века — точка отсчета для нынешней Российской Федерации.
Наверное, поэтому Путин, понимая, что Киев ему уже не завоевать, несет чушь про Древнюю Корсунь. Типа, у нас своя связь с князем Владимиром. Не через столицу Руси, так хоть через захваченные крымские памятники.
Ты каким боком к разборкам славян, викингов и греков между собой? Отжали историю, как отжимаете бабло, ресурсы, земли?
Помню, Ксения Собчак во времена Майдана была у нас с Анной Бабинец в гостях на «Громадськом». «Давайте дружить, давайте помнить, что мы все вышли из Пушкина!» — заявляет Собчак, чтобы подвести черту. Дескать, мы братские народы, а значит, всё у нас общее. Общее, то есть, моё!
Братский народ в статусе дочернего предприятия. Так к нам всегда относились и относятся даже вполне себе либеральные и думающие люди в России. Лишь горстка — сотня-две людей на многомиллионную страну видит в украинцах другой народ.
В ближайшие сто лет, в России похоже не будет в руководстве политиков, считающих Украину отдельным государством.
Посадят Навального или нет, выкурят Путина из Кремля или нет, визовый режим, колючая проволока, прожекторы и контрольно-следовая полоса — такой должна быть наша общая граница с Россией на сотню лет вперёд.
А так, чисто по-человечески, конечно жалко, что человека пытаются закрыть по беспределу. Но, учитывая его имперские взгляды, теперь для это нас не более, чем схватка бульдогов под ковром. Увы.
Дмитрий Гнап, журналист