Когда я слышу о «битве за умы», которые якобы проигрывает Украина российскому зомбоящику, то всегда недоумеваю – как можно биться за то, чего нет? Ибо ум по определению есть способность понять происходящее рационально, т.е. на основании фактов и информации, сопоставленной с реальностью.
Информация, которую может получить человек даже в современных условиях, никогда не является полной и всеобъемлющей, поскольку любой человек выбирает источники информации, исходя из своих субъективных предпочтений. Чем выше культурный и образовательный уровень, чем более человек критичен к самому себе и к своим знаниям, тем выше качество избираемых источников. Вопрос о том, почему российские граждане столь упорно привержены лживому – но своему, родному – телевидению, почему даже не пытаются получать сведения из других источников, является по сути риторическим. Для «патриотического» мировосприятия все российское априорно лучше и правдивее иностранного, «чуждого и враждебного». Привычная сакрализация власти и всего, исходящего от власти, преобразует самую нелепую ложь в святую правду.
Какова же целевая аудитория, за умы которой Украина должна вести битву? Не надо себя обманывать – по большей части это люди, чьи представления о Второй мировой войне сформированы источниками типа «Семнадцати мгновений весны», о жизни в 1930-е годы – «Веселыми ребятами» и «Волга-Волга», о Сталине – кадрами с Парада Победы на Красной площади, о роли США в мире – непрекращающимися обвинениями Америки в бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, о европейской культуре – филиппиками против однополых браков. С риском прослыть снобом решусь все же утверждать, что в таком мировоззрении то, что называется умом, никакой роли не играет. Ибо восприятие мира через примитивные пропагандистские штампы говорит не об уме, а о тотальной манипулируемости аудитории. И российская телеаудитория имеет сотни тысяч, если не миллионы, братьев по разуму в Украине.
В этой связи вспоминаются красноречивые кадры из телешоу Шустера, когда ведущий постоянно вопрошал аудиторию, понятен ли обсуждаемый вопрос. Казалось бы, какой смысл обсуждать сложные вопросы с теми, кто даже не способен их понять, а не то что предложить ответ? На самом деле замысел ведущего гениально прост – он льстит зрителям, с комичной серьезностью делая вид, что их мнение очень много значит, в то время как на самом деле самое время было бы напомнить завет дедушки Ленина – учиться, учить, учиться. Но если так много учиться, то не останется времени на просмотры телешоу Шустера! Поэтому аудитория благоразумно забывает занудные заветы любителя бетховенских сонат.
Общественные отношения – это то, что воссоздается людьми в их повседневной практике. То есть «инструкцией» для непрерывного воссоздания этих отношений является представление людей о том, какими эти отношения должны быть, некая идеальная модель. Если этой моделью является партячейка с постоянной идеологической промывкой мозгов, то люди будут стремиться воссоздавать советский строй в миниатюре, при этом даже сознательно отказываясь от благ капитализма. Для таких людей «капиталистический шоколад» всегда будет невкусен, ибо он не сравнится с изделиями московской фабрики имени Бабаева выпуска 1962 года. Послушайте стариков – они вам порасскажут о несравненных достоинствах советской докторской колбасы.
Условием потребления киселевщины является крайний субъективизм мировосприятия, сознательное абстрагирование от реальности. И побороть это невозможно, ибо насильно мил не будешь. Побороть российскую пропаганду способно только рациональное мышление. А рациональное мышление предполагает наличие ума. Так что не за умы надо биться, а для начала развивать эти самые умы. Пропагандировать культуру и образование, повысить их авторитет в обществе! Тогда и почвы для восприятия абсурда не будет.
София Украинцева