Итак, промежуточные соглашения между Ираном и «шестеркой» подписаны и по этому поводу было сказано уже достаточно много, кому выгодно, а кому — смерти подобно. Но примечательно, что даже учитывая тот факт, что был подписан лишь промежуточный документ, эффект от этого мероприятия не только ощущается на рынке нефти, но и отразился на показателях самого Ирана… а ведь, по сути, еще нечего толком и не произошло.
По ситуации на 2013-й год экспорт нефти и конденсата из Ирана был на уровне 1,1 млн баррелей в день в 2013 г. а суточная добыча составляла 3,6 млн баррелей, что намного ниже истинного потенциала по добыче в стране. Но не прошло и считанных часов после подписания соглашения между Ираном и «шестеркой», как экспорт начал расти и уже превышает 1,27 млн баррелей.
Следует понимать, что данное соглашение является промежуточным и настоящий эффект от возможностей иранского экспорта можно будет ощутить не раньше чем через полгода, но в предвкушении объемов достаточно знать, что на данный момент запасы нефти в хранилищах Ирана уже давно превышают 30 млн баррелей. Кроме того, еще в феврале Иран пригнал к своим берегам 15 супер-танкеров класса VLCC, в которых хранится 35 млн баррелей нефти.
И не забываем о том, что Иран рассматривается как основная замена «Газпрома» на Европейском рынке. Снятие санкций с этой страны позволит ей присоединится к проекту газопровода TANAP из Азербайджана в Европу, о чем уже успел заявить президент азербайджанской нефтяной госкомпании SOCAR Ровнаг Абдуллаев. А потому — TANAP, становится уже не раздражительной, а болезненной костью в горле «Газпрома».
Примечательно и то, что с открытием рынка Ирана туда попытаются устремиться помимо европейских инвесторов и российские. Но вот в чем дилемма — практически все дееспособные игроки на мировой арене сейчас находятся под действием санкций и шансов у российского бизнеса застолбить свое место в экономике Ирана крайне низки… точнее — ничтожны. Многоходовчка.
Злой Одессит