Россия-Иран: кто кого переиграет?

pro-putina.com

Ближневосточный конфликт напоминает запутанный клубок змей —  все кусают всех, пытаясь при этом еще и душить партнера. Иран и Россия — два ситуативных союзника, играющих в Сирии на одной стороне. Но каждый из них готов в любую секунду ударить партнера в спину.

Иран под санкциями

С начала исламской революции Иран постоянно находился под различными санкциями, но самые жесткие ограничения экономика страны начала испытывать в двухтысячных. Причиной послужила иранская ядерная программа.

Новые санкции обрушились уже под влиянием  ООН и касались самых чувствительных отраслей для Ирана.  Фактически, Иран был отрезан от западных технологий, что весьма критично отразилось для нефтегазовых амбиций Тегерана.

Но самый страшный удар, по признанию самих иранцев, был связан с отключением страны от системы международных платежей SWIFT.  Именно через эту систему проходят все сделки по продаже нефти и газа в мире.

Сегодня вопрос о снятии санкций с Ирана фактически решен. И Тегеран уже заявил, что собирается  вернуть  второе место по объемам добычи нефти среди стран  ОПЕК. Для этого ему, по мнению  министра нефти Ирана Биджана Намдара Зангане, понадобится  7-8 месяцев.

Всего министр планирует  нарастить добычу до 4 млн баррелей нефти  в сутки.

Также он отметил, что оценка запасов гигантского Ядаваранского месторождения была увеличена на 18 млрд баррелей, до 31 млрд баррелей.

Таким образом,  Иран займет  третью строчку в списке стран с самыми  большими запасами нефти, обгоняя Канаду, но по-прежнему пропуская Венесуэлу и Саудовскую Аравию.

Все это очень  нервирует Россию и она начинает действовать.

Схватка союзников

Идеолог и создатель исламской республики аятолла Хомейни называл СССР «красным шайтаном», самым опасным и враждебным  государством даже на фоне «большого шайтана» –США, и «малого шайтана» — Израиля.

И хотя после распада СССР отношения РФ и Ирана нормализовались, радужными их не назовешь.

Можно сколько угодно объяснять поведение Москвы в Сирии желанием показать западу «кузькину мать», но факт остается фактом – активность России на Ближнем востоке это вопрос жизни и смерти для ресурсной экономики Москвы.

Иран же поддерживает президента Сирии Башара Ассада исходя из политически религиозных предпосылок, так как Ассад – шиит. Если его политические противники, сунниты, свергнут Ассада, Иран получит под боком бомбу замедленного действия.  По  некоторым оценкам, поддержка Асада обходится Тегерану в пять-шесть миллиардов  долларов ежегодно.

России собственно безразличны мусульманские разборки, более того, ей крайне невыгодно помогать шиитам, так как подавляющая часть российских мусульман – сунниты.

«До этого времени у России и Ирана получалось  удачно  демонстрировать  видимость совпадения планов  в Сирии. Но это иллюзия», — комментирует специалист по Ближнему Востоку Института политических исследований в Париже  Жан-Пьер Филью. Рассмотрим потенциальные точки напряжения между Россией и Ираном.

Для России  возвращение  Ирана на мировой рынок нефти и газа несет катастрофические  риски — цены  углеводороды могут упасть.

Мир на Ближнем востоке открывает возможности для строительства двух новых газопроводов: «Иран-Ирак-Сирия» и «Катар -Саудовская Аравия- Иордания – Сирия – Турция» далее Европа.

Росся категорически не заинтересована в подобных планах. Сразу два трубопровода стали бы для Кремля катастрофой. Сохранить  контроль за поставками газа в Европу, где «Газпром» продает 80 процентов своего газа, для России жизненно важная задача.

С другой стороны, открытие Ирана для политических и экономических связей с Западом уменьшает влияние России на Тегеран.

Тема Иранской ядерной программы осталась для России единственной, по которой она имеет  коммуникацию с США.

Также, сотрудничая с Ираном, Россия пытается «наказать» Саудовскую Аравию, обрушившую нефтяное благополучие Москвы.

Не стоит забывать  и  о проблемах между Ираном и Россией в вопросе разграничений шельфа Каспийского моря.

Не будет лишним упомянуть об иранском иске России на 4 млрд долларов в Третейском суде Женевы. Вопрос касается невыполненных Москвой обязательств по поставке комплексов ПВО С-300.

Показательным стал приезд президента Сирии Башара Асада в Москву. Во время встречи Владимир Путин и слова не проронил о помощи Сирии со стороны Ирана, которую тот оказывает с 2011 года. Путин даже усилил игнорирование вклада Ирана: «Сирийский народ практически в одиночку оказывает сопротивление, борется с международным терроризмом уже в течение нескольких лет».

России сейчас выгодна любая дестабилизация на Ближнем Востоке или неконтролируемый хаос. Дестабилизация на Ближнем Востоке, как показывает история, всегда проецируется на рынки и выливается в повышение цен на нефть.

В Москве прекрасно понимают, что одномоментный выброс на продажу 30 млн баррелей  нефти из иранских хранилищ резко обвалит цену на нефть.

Как бы не разворачивалась ситуация в Сирии, усиление Ирана неизбежно. Страна обладает значительным  энергетическим потенциалом и является настоящим региональным лидером, фактором стабильности. Попытки РФ «расшатать» ситуацию на Ближнем востоке, имеют скорее временный ситуативный успех и переиграть Багдад на его поле Москве не удастся. Нефти – дешеветь.

Шпак Юрий для IR

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.