Валерия Гонтарева до перехода в НБУ была бизнес-партнером российского чиновника. Только секторальные санкции США и ЕС против России прекратили совместный бизнес Гонтаревой с российским государственным финансистом, который занимал ей десятки миллионов гривен. Это нашли журналисты программы «Наши деньги» в утечке документов панамской юридической компании Mossack Fonseca, которая специализируется на регистрировании оффшорных компаний.
В начале 2016 года глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева акцентировала: в Украине нет российских банков. Есть украинские банки с российским капиталом. «Если будет решение СНБО относительно этих банков, относительно санкций, мы будем его выполнять», — подчеркнула Гонтарева.
Для того, чтобы компания самой Гонтаревой — Финансовая группа ICU — разорвала отношения с российским капиталом и российскими чиновниками, тоже понадобились санкции. Но не СНБО, а США и ЕС.
Финансовая группа ICU, которую возглавляла Гонтарева с 2007 года до перехода в НБУ, создана в 2006 году. Состоит из КУА «Инвестиционный капитал Украина», одноименной инвестиционной компании и банка Авангард (с 2013 года). Соучредителем КУА «Инвестиционный капитал Украина» с момента основания был муж Гонтаревой Олег. Сейчас главное юридическое лицо группы оформлено на компанию ICU holdings limited (Британские Виргинские острова).
Согласно документам Mossack Fonseca и Национального банка Украины, ICU имела тесные отношения с заместителем председателя Внешторгбанка России (ВТБ) Юрием Соловьевым. Фактически четверть ICU недавно принадлежала жене Соловьева, а оффшорные компании под управлением ICU получали ссуды от оффшоров Соловьева.

Так, в декабря 2013 года оффшор Соловьева Quillais Equities, выдал заем в 10 000 000 долларов оффшору Keranto Holdings Ltd (BVI). Деньги перечислили на счета Keranto в кипрской «дочке» ВТБ — RCB Cyprus. В соглашении о займе указан почтовый адрес Keranto. Он полностью совпадает с центральным офисом группы ICU в киевском бизнес-центре Леонардо. Соглашение сопровождает Дмитрий Недельчев, который на сайте ICU значится как специалист по операционному управлению и член инвестиционного комитета.
Точно установить дату, когда российский государственный финансист становится не только заемщиком, а совладельцем ICU, невозможно. Однако в первом же раскрытии структуры собственности банка Авангард в января 2014 года видно Авангард принадлежит ICU через Westal Holdings Ltd. А четверть ICU Holdings Limited (22,74%) принадлежит Cordova Management Ltd. Владелица Cordova Management — Улютина Г.А. (Россия, Москва) — имеет такую же часть в ICU, как и сама Гонтарева. Еще по 22,74% у управляющих партнеров — Константина Стеценко и Макара Пасенюка.
Галина Олеговна Улютина — жена вышеупомянутого Юрия Соловьева.
Улютина остается совладельцем ICU Holdings Limited и в июне 2014 года, когда сама Гонтарева продает свою долю в компании. В июне 2014 года Петр Порошенко вносит ее кандидатуру на пост председателя Национального банка Украины в Верховную Раду, где ее поддержали 349 депутатов. Стоит отметить стремительность назначения и неожиданность кандидатуры Гонтаревой. От первой инсайдерской информации о возможности ее кандидатуры в представление ее в НБУ прошло чуть больше недели. Согласно информации издания «Зеркало недели», во время работы инвестбанкиром Валерия Гонтарева занималась структурированием сделок и привлечением финансирования для развития бизнеса Рошен в России.
Партнерство между компаниями председателя НБУ и семьей госбанкира России формально прекращается только в августе 2014 года. Вряд ли причиной этому может быть российская агрессия, которая на тот момент продолжается уже более полугода. И этот разрыв отношений совпадает по времени с секторальными санкциями США и ЕС, которые вводятся против госсектора России в конце июля. Попадает в санкционный список и ВТБ. Уже первого сентября с выясняется, что ICU выкупила долю Галины Улютиной.
В компании ICU отказались комментировать партнерство с семьей Юрия Соловьева, отметив, что по их мнению эта информация не является общественно интересной и важной.
В то же время, присутствие Соловьева в Украине не завершилась с выходом из ICU. В декабре 2014 года он дарит свою офшорку Quillas Equities — донора ICU — Наталье Улютиной, 65-летней пенсионерке из Никополя, матери своей жены. В дарственной Соловьев подчеркивает, что «из естественной любви и по доброй воле передает все права и акции» и больше не имеет на компанию никакого влияния.
Визит в Никополь показал, что владелица компании, которой бизнес председателя НБУ может еще быть должен миллионы долларов, живет на 4-м этаже хрущевки и единственное, что отличает квартиру от других — новые металлические двери.
Соседи подтвердили, что Наталья Улютина постоянно проживает в Никополе, однако в настоящее время она находилась в Москве. Родственница Улютиних пояснила, что Наталья поехала «сидеть с внуками».
Санкции США и ЕС, хотя и распространяются на украинский филиал ВТБ, никоим образом не отразились на его работе. По словам Валерии Гонтаревой, в украинском ВТБ усиленный мониторинг, однако никаких претензий к банку в НБУ не имеет. Кроме того, глава Нацбанка отметила значительные суммы средств, которые российский банк влил в украинский филиал.