Незначительные шаги на российского президента не действуют, поскольку его личные проблемы от санкций не увеличиваются, — пишет на «НВ» министр иностранных дел Украины с 2007 по 2009 год Владимир Огрызко.
Введение санкций против российских компаний, связанных со строительством моста через Керченский пролив – правильный сигнал, но россияне на него никоим образом не отреагировали. Что это означает?
Это означает, что незначительные шаги на Путина не действуют. Поскольку его личные проблемы от санкций не увеличиваются – у него остаются все те же возможности, все те же активы, все то же политическое влияние – его не заботят эти санкции.
Они повлияют на население, но, как известно, в Москве на нужды людей смотрят в большой, но перевернутый бинокль.
Поэтому, если пытаться повлиять на Путина через маленькие шаги, то нужно рассчитывать эту стратегию на десятилетия. Не думаю, что его политическая жизнь продлится столь долго, а значит, данная схема его устраивает: ну и что, если резервный фонд уменьшится на несколько миллиардов? Эти аргументы не имеют значения для Путина.
Для среднестатистического европейского лидера подобные аргументы были бы очень важны – в него тут же вцепились бы политические оппоненты. Путин же, критиковать которого в России не только никто не посмеет, но даже не подумает о такой возможности, может не обращать на подобное внимания. Запас прочности у него очень велик.
Нужно действовать жестче и быстрее, и тогда ситуация может измениться. А вводить незначительные санкции или писать новые планы о договоренностях бесполезно, тем более что Путин четко дал понять, что не собирается спешить с Нормандским форматом. Свое возвращение к переговорам он будет обуславливать новыми требованиями – либо за наш счет, если речь идет об Украине, либо за счет уступок западной коалиции, если дело касается Сирии.
Именно поэтому недальновидная политика наших западных партнеров вызывает все больше опасений.