Александр Доний, экс-нардеп
Сейчас в польской политике стали модными антиукраинские влияния. Интересно, что они существуют на уровне законодательных текстов программных заявлений, но при этом не касаются какого-то одного периода. Нынешнее заявление Премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, который поставил Хмельницкого в один ряд с Гитлером, уже не касается периода второй мировой, оно касается борьбы 1940 -1944 годов под управлением Хмельницкого. Важно обозначить, что это заявления он сделал в Холме, то есть на восточных территориях Польши, которые раньше считались этнически украинскими землями.
В то же время польский премьер сделал болезненный выпад в нашу сторону, привязав украинское освободительное движение к антисемитским погромам.
Я считаю, что украинские историки должны признать все негативные проблемы, касающиеся погромного движения и не надо это скрывать, а следует четко признать, где украинское движение было не право.
В то же время мы видим, что здесь абсолютная неадекватность и нечестность со стороны чиновника. Ведь именно там были погромы еврейские, в 1941-1945 годах, не немецким населением, а польским населением. В частности, в четырех городках Подляшья, самый известный это погром в Отрадном. Впервые было это описано американцем историком польского происхождения, а не самой Польшей. Это наиболее известна вещь.
Мне кажется, что каждой нации необходимо сосредоточить своё внимание на собственных проблемах. Украинцам честно признавать, где они виноваты, в частности, в еврейском погроме, который произошел в Кременском в 1941 году, а это нынешняя территория Украины, хотя тогда и принадлежала Польше.
Задумайтесь, почему эти погромы в 1941 году, когда приходили немцы, происходили на территории, где раньше было польское государство. То есть, не был ли там развит уровень ксенофобии, ненависти к евреям настолько, что как только приходили немцы, население на этих территориях устраивало погромы. Мне кажется, что полякам лучше задуматься над своими проблемами, а украинцам честно рассказывать про собственную историю. Тогда не будет взаимных обвинений. Черные пятна есть в истории каждого народа, но каждый имеет право и должен определять это самостоятельно, в том числе и с собственным покаянием.
Собственного покаяния польский истеблишмент не хочет демонстрировать. Наоборот он хочет искать виновных со стороны других государств. Надо отметить, что у украинцев есть аналогичная проблема. Украинцы также в значительной мере хотят видеть виновных только лишь со стороны соседних народов и не хотят видеть собственных проблем. Мне кажется, что это неправильный подход. То есть нам необходимо находить проблемы собственными усилиями, проходить через внутреннее покаяние, а не видеть соседние народы с своих проблемах.
Входить в спарринг заявлениями это неправильно. Я думаю, что намного важнее узнавать правду. Я бы пригласил посольство польское, например, на спектакль польского автора «Наш класс», который будет идти 25 февраля. В нем идёт речь про еврейские погромы в 1941 году в Польше. Польсикй спектакль автора Тадеуша Слободзянека сильнее, чем какие-либо заявления политиков. Я бы, например, договорился с режиссером о показе спектакля по телевидению. Потому что это большое творческое сочинение, которое побуждает для осмысления и для борьбы с внутренней агрессией. А построено оно на исторических фактах, антисемистских погромах в Польше, когда людей, только за то, что они были евреями, собирали в сарай и сжигали, например. А сжигали их соседи, только за то, что одни были поляками, а другие были евреями. Я считаю, что ответы должны быть не зеркальными, они должны побуждать бороться с агрессией не только поляков, но и самих самих украинцев.