Шанс получить автокефальную церковь в Украине есть. Но здесь есть один нюанс, который пытаются постоянно перекрутить. Бывшие регионалы сейчас массово мусолят это вопрос, при этом именно с российской стороны рассматривают. Почему именно инициатива Порошенко, этого не может быть, это прямое нарушение конституции, это нарушение канонов и так далее. Я лично, Тарас Чорновил, участник поездки, задолго до Ющенко, одной из первых больших поездок к святейшему Вселенскому патриарху Варфоломею в Константинополе. Был с нами один епископ и группа депутатов. И мы убеждали Варфоломея в том, что надо признать канонический статус Киевского патриархата. Не шла речь про окончательный вопрос автокефалии Украинской церкви, мы тогда надеялись склонить к тому, чтобы признать сначала канонический статус, а потом уже выдавать её как полноправную церковь, которая является хозяином на этой территории. Тогда патриарх Варфоломей спросил, имеем ли мы письмо от президента Кучмы? Наш ответ был «нет». Потому что это был конец 2000 года, насколько мне не изменяет память. Мы не имели такую поддержку. А он её требовал.
Так почему идея Порошенко и его вмешательство в это дело является абсолютно закономерным? Потому что здесь вопрос в каноничном праве Православных церквей. Здесь я сказать говорю как богослов, а я имею пусть и поверхностное, но богословское образование. Я этим занимался серьёзно, я планировал посвятить этому жизнь и был много лет руководителем церковного издательства. Есть кардинальная разница между католической и православной церквями, которое заключается в одном очень чётком пункте: католическая церковь предусматривает принцип один пастырь, одна паства, одна иерархия и сверху вниз идёт одна сплошная иерархия. Глава церкви папа Римский является наивысшим руководителем церкви, и вся эта иерархия вниз ему подчиняется. В Православной каноническое право кардинально противоположное с момента самого большого раскола в одиннадцатом столетии. Оно предусматривает, что каждое Православное государство или государство, где есть мощная сильная влиятельная Православная церковь имеет право на свою отдельную поместную Православную церковь. На поместный свой патриархат. И патриарх каждой из таких церквей соответственно становиться частью православного мира и соответственно знает своё место. Только Варфоломей первый среди равных, потом идёт Российский патриарх, потом Греческий, потом Сербский и т.д, а завершает это всё Албанский.
Украина сегодня фактически за этими принципами православно экономического права имеет абсолютное право как государство, где есть мощная и фактически доминирующая Православная церковь, имеет право на свой признанный всем миром патриархат. Православная церковь, народ и государство имеют право на поместную свою церковь, на свой патриархат.
Порошенко как президент провёл переговоры с патриархом Варфоломеем и достал, очевидно, какие-то подтверждения гарантии. Сможет ли сегодня Кирилл заблокировать это решение, сказать тяжело. Но есть кардинальное отличие. Российская церковь на православном уровне неимоверно дискредитирована, особенно своим отношением к Вселенскому православному собору, который состоялся в прошлом году и который Россия пробовала блокировать, не поддерживать и т.д. То есть произошло фактически отделение Российской церкви и потеря её контроля и влияния.
Есть вещь, которая на прямую не подтвержденная, это то, что, вроде как, Россия перестала финансировать Вселенского патриарха. А патриархия требует определённых денег, в Турции она их получить не может, там очень мало верующих, и сегодня она ищет поддержку финансовую в других странах. Первая это всё-таки Греция и Сербия. Все понемногу помогают. Я так понимаю, что скоро и Украина, может украинские православные, некоторые бизнесмены, может сам Порошенко, будут помогать в содержании патриаршего синода и всего управления в Стамбуле. Но это как раз есть свидетельством того, что статус России поменялся кардинально. То есть сегодня есть все предпосылки, что Украина претендует на получение этого права. ВР должна была предоставить своё обращение, она, я так понимаю, сегодня за него проголосовала, оно сегодня уже пойдёт в Константинополь. Но оно фактически уже есть формальным подтверждением тех переговоров, которые есть. Поэтому вероятность очень высока, не гарантирована. Я думаю, Порошенко имеет какую-то информацию, которую не имеет мы. Он сказал вчера, что имеет надежду, что это всё произойдёт в этом году. Синод будет рассматривать этот вопрос через несколько месяцев, летом. Но скорее всего, что Томос выдадут в этом году очень высока. Но дальше процедура признания всеми патриархами совместной Украинской церкви может растянуться и на десятилетия и на столетия. Но тот факт, что она уже провозглашена и начинает приобретать признание один за другим патриархатом это уже очень хорошо.