Владимир Борейко, журналист
Последнее время все чаще появляются пугающие сообщения о затоплении боевиками «ДНР» шахты «Юнком» с радиоактивными отходами, которая находится на оккупированной территории. О возможных катастрофических последствиях
Затопление боевиками радиоактивной шахты на Донбассе может стать вторым Чернобылем — министр экологии
заявлял министр экологии Остап Семерак, начальник управления экологической безопасности и противоминной деятельности Минобороны Украины Максим Комиссаров, также свою обеспокоенность
В США заявили, что боевики под Донецком хотят затопить радиационную шахту
выразили в Госдепе США.
Несколько дней назад известный журналист и блогер Денис Казанский выложил на своей странице на Facebook фото высохшего озера вблизи шахты. По его словам, вся вода из выработки, которая до этого выводилась на поверхность, теперь уходит под землю, затапливая подземные резервуары. И рано или поздно это приведет к радиационному загрязнению подземных вод.
Безусловно, проблема есть, но на самом деле оценить ее масштабы и последствия очень сложно, точнее — просто невозможно.
Шахта «Юный коммунар» была заложена еще в 1912 году в поселке Бунге в 40 км от Донецка (тогда — Юзовка). По имеющимся достаточно скудным данным, в сентябре 1979 года на глубине 903 м там был произведен ядерный взрыв — объект «Кливаж». Сделано это было якобы для того, чтобы снизить частоту внезапных выбросов угля и газа, которые имели место, и таким образом повысить безопасность отработки угольных пластов для шахтеров.
Но есть большое «но». Как это было принято в СССР, всю информацию о взрыве засекретили, и даже после развала Союза доступ к ним остался закрыт. Существует версия о том, что, пользуясь официальным поводом, власти провели один из военных экспериментов, поскольку наземные ядерные испытания были запрещены. Наверняка же известно лишь, что на месте подрыва образовалась своеобразная капсула с радиусом 25-30 м с зараженной радиацией породой, как бы законсервировав ее.
Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгия Тука заявлял, что еще до начала войны на Востоке власти неоднократно делали запросы в РФ с просьбой предоставить советские документы о взрыве, чтобы украинские ученые могли получить данные о том, что находится внутри капсулы, какие радиоэлементы, какие периоды полураспада. Однако, отметил Тука, не было получено ответа ни на один запрос Украины. Итого — по факту мы ничего не знаем ни о том взрыве, ни что именно там взорвали.
Согласно немногим официальным данным, с тех пор и до начала нынешнего столетия уровень радиации в породе «Юнкома» держался на фоновом уровне. По неофициальным — превышал его в два, а то и три раза, но информация, разумеется, замалчивалась. 1999 год стал последним, когда шахту комплексно обследовали. А в 2002-м было принято решение закрыть ее как бесперспективную. На рассмотрение подали три варианта — водоотведение на соседнюю шахту «Комсомольская», затопление и водоотлив. Последний был не из дешевых, но остановились именно на нем.
И вот в марте 2018 года так называемое «Минэнергоугля «ДНР» заявило, что, по мнению его «специалистов», затопление капсулы «устранит негативное разрушительное воздействие инфильтрационных вод и боковых пород на нее», и что делается это исключительно с целью заботы об экологии края.
Хотя в основе этого решения, вероятнее всего, лежал финансовый аспект, поскольку обеспечивать ресурсами работу насосов на объекте, давно не приносящем прибыль — дорогое удовольствие. Намерение затопить шахту впоследствии подтвердили сотрудники СММ ОБСЕ, в отчете которых зафиксированы свидетельства ее работников о том, что четыре насоса были отключены еще в начале апреля, а оставшиеся проработают до конца месяца. Однако подтверждения этому получить не удалось, поскольку было необходимо разрешение от боевиков.
Конечно, затопление шахты будет иметь последствия. Однако какие именно — пока обозначить достаточно сложно. На объект никого не допускают, и никто не знает и не понимает, что на самом деле там сейчас происходит. Любые оценки будут предположениями, не более.
Хотя уже сейчас чиновники и некоторые экологи предрекают региону «славу» «второго Чернобыля», я был бы более осторожен в оценке по той же причине дефицита информации. Однако в худшем случае, действительно, есть вероятность того, что капсула «расконсервируется», зараженные подземные воды попадут бассейн реки Северский Донец, оттуда в Дон и в Азовское море. И вот тогда грянет настоящая экологическая катастрофа, которая станет началом гибели самого моря и серьезных проблем со здоровьем у живущих рядом с ним людей — и это может затронуть не только Донбасс, но и всю Украину и даже соседние страны.
Но еще раз подчеркну, так или иначе, сейчас все это, по сути, — гадание на кофейной гуще. Более того, вряд ли что-то прояснится в ближайшее время, поскольку вероятность того, что кому-нибудь извне удастся попасть на объект, практически равна нулю. И эта неизвестность, пожалуй, тревожит даже больше, чем какие бы то ни было прогнозы.