Будущий министр обороны известен достаточно жесткой позицией по отношению к России, возможный госсекретарь – наоборот, пишет в блоге на «НВ» политолог, директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Новоизбранный президент США Дональд Трамп предложил генеральному директору нефтяной компании ExxonMobil, Рексу Тиллерсону, занять пост государственного секретаря. Этому человеку приписывают тесные связи с Россией, у него есть почетные награды от Путина. Более того, Тиллерсон якобы выступает за снятие санкций с России.
Что тут скажешь, не самая приятная для Украины новость. Особенно учитывая тот факт, что в списке кандидатов на этот пост были более приятные для нас кандидаты.
Впрочем, пока мы не можем сказать точно, как будет развиваться ситуация дальше, утвердит ли эту кандидатуру Сенат. В американском Конгрессе есть немало сторонников продолжения сотрудничества с Украиной. Очень много конгрессменов критически относятся к России, поэтому формирование оппозиции назначению Тиллерсона вполне вероятно. Даже в Республиканской партии не всем нравятся кадровые назначения Трампа. Не исключаю, что новоизбранному президенту придется учесть их мнение – такие прецеденты в американской политике уже были.
Вообще тема взаимоотношений Трампа с Сенатом потенциально конфликтна. Новоизбранный президент делает множество противоречивых, неоднозначных заявлений. Не все его заявления спокойно воспринимаются конгрессменами, в том числе, республиканцами.
Поддержка Трампа со стороны американского парламента не гарантирована – как в кадровых, так и в законотворческих вопросах.
Кроме того, обращу внимание на то, что команда Трампа весьма эклектична. Например, министр обороны известен достаточно жесткой позицией по отношению к России, возможный госсекретарь – наоборот. Как это будет сочетаться в одном правительстве?
Представим, что Тиллерсон действительно стал госсекретарем США, и под его эгидой США договорились с Россией о судьбе Украины. Например, об автономии для ДНР и ЛНР. Будет ли это выполнено?
Рискну допустить, что договоренности, согласованные без участия Украины, не воплотятся в жизнь.
Если какие-то соглашения наших западных партнеров не учитывают внутриполитический контекст в Украине, они просто не будут действовать. Возьмем два примера: соглашение 20 февраля 2014 года, которое было морально устаревшим на момент подписания. После его подписания ситуация вскоре изменилась: и Майдан не признал документ, и Янукович сбежал из страны. В результате о соглашении все забыли. Другой пример – нынешняя ситуация с Минскими соглашениями.
Наконец, давайте не будем забывать, что позицию США по отношению к Украине будет определять не только президент. Он, конечно, ключевая фигура во внешней политике, но если будет сохраняться поддержка Украины со стороны Конгресса, новоизбранному президенту придется прислушиваться к его мнению.