Что стоит за дружбой Макрона с Путиным?

Макрон хочет разрядить отношения ЕС с Россией, но его планы осуществятся только при условии, что другие страны Европы будут чувствовать себя в безопасности.

Президент Франции Эммануэль Макрон — один из тех лидеров, которые хотят изменить ход истории. Перевернув французскую политику, он обеспечил должности для угодных ему кандидатов во главе Европейской комиссии и Европейского центрального банка, а сейчас пытается улучшить отношения Европы с Россией.

Французские чиновники сравнивают российскую стратегию Макрона с открытием американским президентом Ричардом Никсоном Китая для США в 1972 году. Но дипломатическая увертюра Макрона больше напоминает Никсона наоборот. Последний заигрывал с Китаем, чтобы сдерживать советов, а Макрон взамен хочет «разрядить и прояснить отношения Европы с Россией», чтобы помешать РФ приблизиться к Китаю. Таким образом французский президент надеется обеспечить Европе контроль над своим будущим.

Макрон начал воплощать свою стратегию по построению новой архитектуры безопасности в типично помпезном стиле. Его первым шагом было провести переговоры с Путиным в своей летней резиденции, в ФВТИ Брегансон, накануне августовского саммита G7 в Биаррице. Но французские министры, уполномоченные выполнять президентский план, с тех пор перевернули его с ног на голову.

Теперь вместо того, чтобы начинать сверху вниз, они пытаются строить европейскую безопасность снизу вверх, одновременно стремясь улучшить отношения с Россией. Французская дорожная карта ориентируется на пять ключевых моментов: разоружение, безопасный диалог, кризисный менеджмент, ценности и совместные проекты.

В конце августа Макрон выступил с речью, изложив свое видение системы «концентрических кругов», включая различные уровни европейской и евразийской интеграции. Такая договоренность обезопасила бы границы государств-членов НАТО и ЕС, позволив развивать более продуктивные отношения с Евразийским экономическим союзом, где лидирует Россия, а также предлагая пути к решению региональных конфликтов, и не в последнюю очередь в Украине.

Время для этой инициативы подходящее. Подобно Макрону, недавно избранный президент Украины Владимир Зеленский создал свою политическую партию из ничего, и пришел к власти на обещаниях снести дискредитирован «старый режим». И что наиболее важно, Зеленский поставил решение ситуации безопасности в Украине своим главным приоритетом.

Макрон верит в то, что тяготение России к Китаю по меньшей мере частично является результатом ошибочной западной политики. Он не наивный, когда речь заходит о территориальной агрессии Кремля и вмешательства в выборы. Но с любой страной, которая может представлять собой такие угрозы для Европы, считает он, нужно сотрудничать лицом к лицу. Как объяснил мне один французский чиновник: «Что правдиво по отношению к Ирану и Северной Корее, также правдиво и в отношении России. Мы не будем иметь возможности влиять на нее и направлять ее к ответственному поведению, если будем только прятаться за стеной санкций».

Неотложности усилиям Макрона добавляет американский президент Дональд Трамп, подтверждая подозрения французских голлистов о ненадежности Америки как гаранта европейской безопасности. Поскольку США способствует эскалации своего конфликта с Китаем, то неизбежно будет уделять меньше внимания Европе и регионам вокруг — странам бывшего СССР, Ближнему Востоку и Северной Африке. Хуже того, французы опасаются, что Трамп может достичь крупной сделки с Россией, а ЕС окажется зажатым между США и Китаем.

Больше всего беспокоит Макрона сама Европа. ЕС никогда не станет глобальным игроком в XXI веке, если продолжит разделяться и быть ущемленным другими странами. По мнению Макрона, пересмотр отношений Европы с Россией является первым шагом навстречу обеспечению европейского суверенитета. «Если у вас нет места за столом великих держав, — сказал мне один французский чиновник, — то это потому, что вы в меню». Будьте уверены, французы понимают, почему другие европейцы поддерживают санкции, наложенные на Россию после аннексии Крыма и вторжения на Восток Украины, и их беспокоит ненадежность безопасности Европы в более широких масштабах.

В идеале ЕС должен применять двусторонний подход к России, сочетая санкции и сдерживание силами НАТО с привлечением к сотрудничеству. И французы стоят на том, что нет никаких влиятельных каналов для такого сотрудничества, и санкции не направлены на главную угрозу, которую собой представляет Россия. «Что случится с европейской единством, — спрашивают французские чиновники, — если Москва пойдет на сдвиги в Украине или Сирии, и другие государства-члены решат заблокировать восстановление санкций?» Скорее всего, это бы означало конец политики ЕС в отношении России.

И все же инициатива Макрона вызывает много вопросов. Неизвестно, заинтересован ли Путин в решении конфликта в Украине. К тому же даже если Европа и способна оттянуть Россию от Китая, неясно, на чьей стороне будет стоять администрация США и даст ли она этой инициативе состояться.

Но самые большие вопросы сейчас на европейском фронте. Многие страны Центральной и Восточной Европы переживают, что могут стать гражданами второго сорта в пределах макроновской системы «концентрических кругов». Другие опасаются, что Макрон продаст Украину, принудив ее к урегулированию конфликта на условиях России. Никак не способствует успеху и то, что Макрон начал свою инициативу без предварительных консультаций с другими европейцами, многие из которых уже обеспокоены ослаблением охоты Америки обеспечивать безопасность ЕС.

Французские чиновники указали мне на то, что Никсон не консультировался с союзниками США прежде чем начать свою миссию в отношении Китая. Однако надежность Никсона как безопасностного ястреба вопросов не вызвала, в то время как к Франции с подозрением относятся страны Центральной и Восточной Европы, опасаясь за свои интересы, а также за то, что их могут принести в жертву во имя попытки неоголлистов заявить о своем месте на мировой арене.

Если у Макрона все будет получаться, он должен доказать, что предан идее суверенитета и безопасности не только Центральной и Восточной Европы, а и таких бывших советских стран как Украина, Грузия и Молдова. Ему также придется углубить свое сотрудничество со скандинавскими и балтийскими государствами, так же как и с соответствующими институтами ЕС и новым Верховным представителем Союза по международным отношениям и политике безопасности, Жозепом Боррелем. И самое главное — инициатива Макрона должна создать надежную платформу для совместного подхода к безопасности. Если это будет выглядеть как преобладание одних стран над другими, то инициатива и ее автор закончат тем, что окажутся скорее в меню, чем в учебниках по истории.

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Project Syndicate. Републикация полной версии текста запрещена.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.