Как разрушалась армия Украины

За последнее время о неготовности украинской армии противостоять внезапной агрессии России не говорил только ленивый. Все как попугаи обвиняли бывшее высшее военное руководство в развале Вооружённых сил Украины, но никто не удосужился конкретизировать механизмы разрушения военной составляющей. Исключение касается только фактов разворовывания и сокращения финансирования воинских подразделений.

Очень хотелось бы вернуться к подобной проблематике, поскольку она описывает механизм разложения Вооружённых сил нашей страны, который в будущем может быть восстановлен заинтересованными в этом лицами.

Дело в том, что в воинских частях всех без исключения формирований Украины долгие годы числились, так называемые, «подснежники». 90% из них обитали в недрах воинских частей Внутренних войск МВД Украины, которые в этом году были преобразованы в Национальную гвардию Украины.

Речь идёт о профессиональных спортсменах, которых записывали в число личного состава воинских частей и которые там никогда не появлялись.

Хочу сразу подчеркнуть, что речь не идёт о, так называемых, спортивных ротах, которые действовали в составе Вооружённых Сил СССР. Существование подобных подразделений (в них срочную воинскую службу проходили исключительно перспективные спортсмены призывного возраста) регламентировалось соответствующей нормативной базой, и их наличие от общественности не скрывалось. Они действовали официально и открыто. Чтобы попасть в состав такого воинского подразделения, нужно было иметь весомые достижения в спорте, например, быть членом сборной СССР по какому-нибудь виду спорта.

После того как Украина обрела независимость, ушлые люди в погонах решили видоизменить систему, внеся в неё разрушительную для Вооружённых сил нашей страны коррупционную составляющую.

Основа проблемы была связана с тем, что тренеры боялись терять перспективного спортсмена на период его ухода в армию. Проходя срочную воинскую службу, талантливый спортсмен на долгое время выпадал из тренировочного процесса, после чего он либо не возвращался в спорт, либо возвращался, существенно отстав от своих конкурентов. Зачастую этот разрыв он устранить не мог. Соответственно такой атлет не мог выступать на крупных соревнованиях удачно, что не давало зачётных очков его тренеру и по цепочке: спортивной школе, в которой он тренировался, спортивному обществу, в составе которой действовала эта спортшкола. В общем рейтинге регионов по линии работы спорткомитетов теряли и район, и город, и область, за которые выступал спортсмен.
Чтобы спортсмен не выпал из тренировочного процесса из-за призыва на срочную воинскую службу, руководители облспорткомитетов ходатайствовали за него перед областными организациями физкультурно-спортивного общества (ФСО) «Динамо» Украины, которое было призвано развивать и пропагандировать спорт в Вооружённых силах и правоохранительных органах Украины.

Отказаться прислушаться к мнению облспорткомитета в ФСО «Динамо» не могли, поскольку финансирование они получали именно через эту структуру.

Воинские подразделения, которые находились на территории этих регионов, с областными организациями «Динамо» так же сотрудничали. Во-первых, основные спортивные соревнование с участием личного состава воинских подразделений, как правило, проходили под эгидой «Динамо»; во-вторых, именно «Динамо» могло выступать основным поставщиком тех спортсменов, которые будут выступать за данные подразделения удачно.

В мирное время, когда потенциальный враг для Украины (в отличие от СССР) был неизвестен, многие воинские подразделения нашей страны вообще забыли о серьёзной воинской подготовке. Не о воинских атавизмах, связанных с покраской бордюров и дежурствами на КПП, которые оставляли наибольший след в памяти военнослужащего, а именно о профессиональной воинской подготовке.
В результате воинская служба деградировала, её работа обрастала различными бюрократическими процедурами и выполнением несвойственных солдатам функций (патрулирование улиц, привлечение солдат при строительстве и охране чужих объектов на коммерческой основе). В то же время проблему организации спортивных соревнований между воинскими частями, родами войск и видами Вооруженных сил и правоохранительных органов никто не отменял.

Областные организации (включая городские в г.г.Киев и Севастополь) ФСО «Динамо» Украины были обязаны координировать подобную работу. Ими ежегодно составлялись планы организационно-массовых мероприятий, готовились списки, сметы, которые утверждались в Управлениях по вопросам физкультуры и спорта облгосадминистраций (включая городские госадминистрации Киева и Севастополя).

В идеале командир воинской части, не имея достаточных средств, чтобы одеть, прокормить и хорошо подготовить военнослужащего, должен был создать условия, в которых солдаты могли бы развивать своё мастерство во всех существующих видах спорта.
В реальной жизни он просто ждал, когда с ФСО «Динамо» Украины позвонят и попросят зачислить в состав его воинской части перспективного спортсмена, который, вместо того, чтобы, как и все солдаты, жить в казарме и нести все тяготы воинской службы, будет продолжать жить своей мирной жизнью. При этом взамен отметки о прохождении воинской службы он будет иногда выступать за эту воинскую часть.

В итоге, при полном отсутствии в воинских частях Украины, например, бассейнов, эти подразделения по плаванию мог представлять мастер спорта или человек с более высоким спортивным разрядом, чей результат мог приближался к рекорду страны. И все этого, как бы, не замечали. То же самое касается и других видов спорта. В итоге на легкоатлетической дорожке, на боксёрском ринге или на борцовском ковре обычный солдат мог встретиться с профессиональным спортсменом, не имея шансов победить его.
Командир победившего спортсмена записывал его победу себе в зачёт, получал высокую оценку со стороны своего командования и забывал о нём до следующих, относительно редких, на самом деле, соревнований.

Шли годы, и в Украине была введена служба по контракту. Государство поставило перед собой целью усилить Вооружённые силы страны, для чего оно решило мотивировать военнослужащих повышенным денежным содержанием.

Но с ростом расходов эффективность нашей армии только упала. В штате воинских частей ВВ МВД Украины были введены должности снайперов, разведчиков и других специфических воинских специальностей. На них зачисляли по контракту; предполагалось, что принятые на воинскую службу лица имеют опыт службы и соответствующие навыки.

Граждане Украины должны были жить спокойно, поскольку их мирную жизнь, судя по штатному расписанию воинских частей и отчётам, охраняли профессиональные военные, способные нейтрализовать диверсионно-разведывательные группы, ликвидировать снайперов, обеспечить действенный заслон на объектах предполагаемых диверсий и т.д. и т.п.

Но не тут-то было.

Желание удачно закрывать отчётность о проведении спортмассовых мероприятий и обычная халатность военного командования превысили инстинкт самосохранения, создав угрозу безопасности нашей страны.

А именно, тренеры утратили совесть, и стали просить у вышестоящего руководства за любого спортсмена. Тренеру могли просто заплатить за содействие в «блатном» зачислении в воинскую часть. Кроме того, спортивные функционеры понимали, что благодаря оказанной неоценимой услуге такой спортсмен станет более зависим от них и теперь на него можно будет без зазрений совести списывать деньги, которые затем класть себе в карман. Иногда возможность оформить спортсмена на фиктивное прохождение воинской службы использовалось в качестве главной приманки, благодаря которой действительно перспективного спортсмена могли переманить из одной области в другую.

Например, тренер из одной области Украины и его руководство видели потенциал спортсмена, выступающего в другом регионе. Они понимали, что такой атлет может их прославить в будущем. Но и там и там условия для тренировок были одинаковые. Чтобы убедить его сменить территориальную принадлежность, ему обещали, что на новом месте он без проблем станет «липовым» военнослужащим (с зарплатой, выслугой, воинским званием, льготами). С учётом того, что на старом месте спортсмену такое обеспечить не могли, он переезжал в другой регион к другому тренеру.

Проходя по всей цепочке «тренер – спорткомитет – ФСО «Динамо» Украины — воинская часть» такой спортсмен становился военнослужащим контрактником с уникальной должностью.

В воинской части он не появлялся, место нахождения оружейной комнаты в ней не знал, командиров, начиная от отделения, роты, взвода, заканчивая командиром воинской части и т.д., мог ничего этого не знать. Его единственным контактёром выступал сотрудник отдела кадров или кто-либо, отвечающий за данное направление работы. Зарплата начислялась на карточку.

За несколько лет подобный «подснежник» в погонах мог дослужиться до офицерского звания, став, даже майором. При этом он весь период своей выслуги жил дома, учился где-нибудь в высшем учебном заведении на дневном отделении или работал. Иногда ходил на тренировки и участвовал в соревнованиях. А мог со временем вообще забросить спорт и даже не выступать за воинскую часть, просто отдавая половину зарплаты, чтобы удостоверение спецназовца ВВ МВД Украины не забиралось (вдруг сотрудника ГАИ когда-нибудь остановит) и исчисление выслуги не прекращалось.

Мирное население Украины, платя налоги, за счёт которых наслаждались жизнью ненужные нам спортсмены и паразитирующие за их счёт чиновники, фактически было предоставлено само себе перед лицом потенциальной угрозы. Мы и не знали, что по-настоящему нас смогут защищать лишь единицы.

Так и произошло. Когда Россия начала расшатывать ситуацию в Украине, все эти «подснежники» сразу же порасторгали контракты и сбежали. А, когда сепаратисты, управляемые представителями российских спецслужб, штурмовали воинские части на Востоке страны, никто из подобных спортсменов на выручку нашим солдатам не пришёл.

Те, кого мы содержали долгие годы, воевать отказались. Они не умели и не хотели это делать, чему потворствовало руководство воинских частей.
Без должной профессиональной и численной поддержки ВВ МВД Украины эффективно среагировать на возникшую угрозу наша власть не смогла. Украина «стала на военные рельсы» лишь тогда, когда при поддержке настоящих патриотов на свою защиту выступила вся страна.
Те же, кто долгое время кормились за счёт подобной коррупционной составляющей, даже на международных спортивных соревнованиях никаких весомых результатов для нашей страны не добились.
В это время наш агрессивный восточный сосед из года в год только наращивал свою боевую составляющую. Чтобы у чиновников и военнослужащих не было соблазна вытворять подобные афёры, чему способствовало упразднение спортрот в составе МО РФ в 2008 году, в 2013 году в составе Минобороны РФ они были сформированы вновь, чем исключали возможность создания их двойников в боевых подразделениях.

Если быть точнее, спортивные роты Вооруженных Сил Российской Федерации созданы 12 января 2013 года в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 6 ноября 2012г. (п. 6 Пр — 3305) и указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (№314/6/82).

Всего на территории Российской Федерации создано 4 спортроты общей численностью 400 должностей (по призыву), с местом дислокации в городах Балашиха (Московская область), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Самара.

Первая из них была сформирована на базе самарского филиала ЦСКА ВВС и располагается на территории Универсального спортивного комплекса «Стара-Загора». Состав спортивной роты формируется на уровне спортивных федераций и согласовывается с Министерством спорта РФ. В отличие от Украины, поле для нарушений в данной сфере в России было сужено максимально.

Для справки, спортивные роты есть даже в Германии. Сегодня каждый четвёртый немецкий спортсмен является военнослужащим, и около 20% из этого числа – военнослужащие рядового или сержантского состава, проживающие в общевойсковых казармах.
Россия тем временем пошла дальше. В соответствии с решением Президента РФ от 17 апреля 2013 года № Пр-864 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 315/4/1781 в Вооруженных Силах Российской Федерации созданы научные роты.

Они предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России и воинских частей.

Очень хочется верить, что нынешнее руководство силового блока Украины сделает для себя правильные выводы и не допустит восстановления прежних коррупционных схем, напрямую влияющих на уровень обеспечения безопасности нашей страны.

Алексей Довбуш


Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.
This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.