Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп выступает за создание трибунала «в стиле Локерби» в отношении виновных в крушении на востоке Украины малайзийского «Боинга» рейса MH17.
Об этом она заявила журналистам программы Insiders, выпускаемой австралийской радиовещательной корпорацией ABC. Выдержки из интервью компания обнародовала в воскресенье на своем сайте, сообщает «Немецкая волна«.
«Может быть организован судебный процесс в стиле Локерби — трибунал, который будет учрежден международным сообществом», — подчеркнула Бишоп.
По ее словам, сформировать подобный трибунал в Нидерландах, «возможно, будет проще», однако, необходимо удостовериться, что «он будет наделен всеми необходимыми полномочиями».
Речь, к примеру, идет об экстрадиции, необходимой, чтобы «привлечь к ответственности всех виновных в этом злодеянии», подчеркнула она.
По словам Бишоп, подобный трибунал можно создать в обход Совета Безопасности ООН, где у России есть право вето.
Министр сообщила, что встречалась с представителями других стран, участвующих в расследовании трагедии, во время визита в Нью-Йорк, где в сентябре проходила сессия Генеральной ассамблеи ООН, и обсуждала с ними дальнейшие шаги по данному делу.
Глава МИД Австралии также вела переговоры с властями Нидерландов, которые оценивают спектр возможностей для наказания лиц, стоящих за данным преступлением.
Бишоп в конце сентября уже говорила, что Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина намерены создать специальный трибунал, не требующий одобрения Совета Безопасности ООН, для наказания виновных в крушении малайзийского «Боинга». Министр тогда также не исключила повторного внесения в Совет Безопасности ООН проекта резолюции о создании международного трибунала, после того как будет завершено официальное расследование обстоятельств катастрофы.
Взрыв Boeing 747 над Локерби — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 21 декабря 1988 года. Авиалайнер Boeing 747-121 авиакомпании Pan American, совершавший рейс PA103 из Лондона в Нью-Йорк, был взорван над городом Локерби (Шотландия) с помощью пластичной взрывчатки семтекс. В результате катастрофы погибло 270 человек (259 на борту самолёта (из них 243 пассажира и 16 членов экипажа) и 11 на земле).
Расследованием причин катастрофы рейса PA103 занялся британский Отдел по расследованию авиационных происшествий. Окончательный отчёт расследования был опубликован 6 августа 1990 года.
13 ноября 1991 года было выдвинуто обвинение против двух ливийцев — главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines Абдельбасета Али Махмеда Аль-Меграхи, формально являвшегося начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте (на самом деле, он был сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников Муаммара Каддафи) и Ламина Халифа Фимаха.
Совет безопасности ООН ввёл санкции против Ливии.
В 1999 году после длительных переговоров глава Ливии полковник Муаммар Каддафи согласился выдать подозреваемых при условии, что суд состоится на нейтральной территории.
На бывшей американской военной базе «Camp Zeist» состоялся суд, действовавший по шотландским законам и вынесший вердикт 31 января 2001 года. Абдельбассет Али Махмед Аль-Меграхи был признан виновным и был приговорён к пожизненному заключению, тогда как Аль Амин Халифа Фимах был признан невиновным.
В 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв самолёта. Ливия заявила, что не намерена признавать вину за совершение взрыва над Локерби, однако соглашается с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства.
В соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по 10 млн долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.