Сергей Климовский, кандидат исторических наук, историк и археолог
В начале обсуждения размещения миротворцев ООН на украинско-российской границе мелькало мнение: это по определению невозможно, так как ООН якобы не вмешивается в военные конфликты между государствами. На чем оно основано – неясно, так как ООН именно и создавали для гашения таких конфликтов, и есть давний прецедент – ливано-израильская граница.
В 1978 г. в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН № 425 и 426 от 19 марта вдоль нее на территории Ливана разместились подразделения вооруженной миссии ООН, называемой «Временные силы ООН в Ливане». Английская аббревиатура – UNIFIL. Первоначально в них было 4 тыс. человек, сейчас – 15 тысяч, из которых более 10 тыс. военнослужащие из разных стран. СБ ООН продлевает мандат UNIFIL каждые полгода. В 2006 г. после второй ливанской войны к UNIFIL добавилась Морская целевая группа из кораблей Бразилии, Бангладеш, Германии, Греции, Индонезии и Турции, задача которой – не допустить незаконных поставок оружия в Ливан.
Причина создания UNIFIL – обстрелы из Ливана территории Израиля палестинскими, коммунистическими и левацко-мусульманскими группировками, похищение ими людей, совершение терактов и диверсий. За этими группами стояли спецслужбы КГБ СССР и социалистическая монархия Асада-старшего, считавшего Ливан недоразумением. После создания в 1982 г. шиитской джихадистской группировки Хезболла (Партия Аллаха) она стала главным источником таких атак на Израиль. С появлением Хезболлы просто джихад вытеснил идеологию «красного джихада».
Между Хезболлой и ИГ два главных отличия: первая – организация шиитов, ИГ – суннитов, и расхождения в вопросе: откуда лучше начинать джихад. Хезболла считает – с Израиля, а в ИГ следуют учению Аль-Каиды о мировом джихаде, который можно начинать везде, где созрели объективные предпосылки, как говорили в таких случаях марксисты.
В 1978 г. СССР не наложил «вето» на решение СБ ООН о вводе миротворцев в Ливан, а скромно «воздержался», скрывая свои заслуги в разрушении многонационального и многоконфессионального Ливана, который имел имидж ближневосточной Швейцарии. СССР «воздерживался» и не финансировал миротворцев в Ливане до 1986 г. Позже РФ в разное время направило в состав UNIFIL в общей сложности около 400 инженеров, а с 2013 г. участие прекратила. Граждане США в UNIFIL не участвуют.
Итак, прецедент есть и есть похожие аспекты
Израиль и Ливан тоже официально друг другу войну не объявляли. Более того, Израиль многократно обращался к правительству Ливана с просьбами утихомирить террористические группировки, действующие на его территории. Но правительства Ливана обычно не имели для этого или сил, или желания. В начале в Бейруте позитивно отнеслись к идее Израиля о создании «Армии Южного Ливана» во главе с майором ливанской армии греко-католиком Саадом Хаддадом, на которую возлагалась эта задача. Но рост политического влияния Хаддада, объявление им государства «Свободный Ливан» и военное вмешательство Асада привели к тому, что по обоюдному согласию Тель-Авива и Бейрута «Армия Южного Ливана» в 2000 г. была расформирована и задача поддержания мира на израильско-ливанской граница была возложена только на UNIFIL и эфемерную ливанскую армию.
Москва тоже официально заявляет, что якобы не является стороной боевых действий на Донбассе и в Приазовье, но при этом признает, что «имеет влияние» на группировки ДНР и ЛНР. Сходство ситуации в том, что военные действия на Донбассе и в Приазовье тоже ведутся формально не регулярной армией РФ, а военно-политическими группировками ДНР, ЛНР, «Новоросия», «Всевеликое донское войско» Козицина, «Православная армия», «Союзом добровольцев Донбасса» и другими, базы, тренировочные лагеря и военные склады которых находятся в Ростовской области РФ.
Отличие в том, что правительства Ливана не оказывали прямой поддержки Хезболле и другим группировкам, а в 2000 г. из Ливана даже была изгнана группировка «Организация освобождения Палестины». Правительство России, наоборот, оказывает всестороннюю поддержку таким группировкам. В частности, член Совета Безопасности РФ и депутат ее Госдумы Франц Клинцевич открыто занимался и занимается вербовкой и отправкой боевиков на Донбасс.
Поэтому, даже в случае размещения военной миссии ООН на украинско-российской границе нет никаких гарантий, что группировки ДНР, ЛНР и другие прекратят свою военно-террористическую деятельность. Наоборот, они могут получить своеобразный карт-бланш на продолжение обстрелов, так как будут чувствовать себя безнаказанными в РФ – ответный огонь ВСУ можно будет при желании трактовать как нападения Украины на РФ. В наличии у Кремля такого желания можно даже не сомневаться – похищение его спецслужбами Павла Гриба, эпидемия ложных минирований в РФ, в которых Кремль уже обвинял Украину, и другая информация, позволяют сделать вывод: Москва «играет про запас» длинную информационную спецоперацию, чтобы попытаться представить Украину якобы агрессором, атакующим РФ.
Размещение миротворцев ООН на границе, на которое Кремль, после долгих переговоров и торгов, все-таки согласится, даст ему шанс поставить финальную точку в этой операции в форме провокационных обстрелов границы и повод для заявлений о якобы нападении ВСУ или полумифического «Правого сектора» на РФ.
Избежать такой ситуации можно, только в случае, если вооруженные миротворцы ООН будут размещены на территории Ростовской области РФ на глубину в 30 км. Эта глубина обусловлена тем, что ДНР, ЛНР и другие группировки закупили, вероятно, у Гватемалы или Панамы, огромное количество ракетной артиллерии. Поэтому 30-киллометровый участок украинско-российской границы в Ростовской области, учитывая опыт Ливана, следует сделать демилитаризованной зоной, свободной от любых дальнобойных и тяжелых вооружений. Это правило можно распространить и на украинскую территорию на данном участке границы. При таком подходе облегчаются и упрощаются задачи миротворцев ООН, миссия которых становится наблюдательно-полицейской, а не военной в полном соответствии с нынешними пожеланиями Москвы.
Так что, текущие предложения Кремля можно принять, всего лишь с двумя правками: вооруженные миротворцы ООН размещаются не вдоль существующей линии боевых действий, а в 30-киллометровой зоне по обе стороны этого участка границы, который демилитаризируется. Вторая поправка, Москва выводит из Донбасса свои войска, а также созданные ею различные военные формирования, как это и предусматривалось обоими Минскими соглашениями.