Наконец-то выбрал время и посмотрел сегодня фильм «Левиафан».
Напомню, картина вошла в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля и сразу после показа была высоко оценена российской и зарубежной кинокритикой. На смотре фильм был удостоен приза за лучший сценарий. В январе 2015 года «Левиафан» стал первым в истории российским фильмом, удостоенным американской премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм вошёл в число номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В период его широкого обсуждения в СМИ, я видел и «критику» в его адрес от некоторых государственных СМИ – что, якобы, фильм очерняет российскую действительность и дискредитирует церковь.
Но, с моей точки зрения, можно сказать и наоборот: что фильм обеляет российскую действительность, а также показывает РПЦ в гораздо лучшем свете, чем она есть на самом деле. Ведь действие фильма происходит на российском Кольском полуострове, в городке «Прибрежный», и показывает лишь тот, «совсем небольшой», масштаб бедствия.
В Великобритании фильм вышел на экраны в ноябре 2014 года, а в России – 5 февраля 2015 года, всего за три недели до убийства Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту в 100 метрах от стен Кремля.
«Левиафан» – киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, изображённая в условиях современной России. Левиафаном в Ветхом Завете (Иов. 40:20—41:26, Ис. 27:1) называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти. Через три недели после выхода фильма в России, совершенно не мифологическое чудовище, современная преступная российская государственная власть, по-настоящему убила Бориса Немцова. И сорок дней после его смерти саботирует следствие.
И я знаю, почему в этом фильме совершенно не «голливудский» конец, почему зло победило добро. Это потому, что фильм, предсказав события 27-го февраля на Большом Москворецком мосту в Москве, предсказал и дальнейшие события: то, что будет с Россией. Зло здесь победит добро.