Снова захватив Пальмиру в декабре прошлого года, боевики ИГ продолжили уничтожать архитектурные памятники города, уцелевшие ранее. Масштаб разрушений виден на спутниковых снимках, которые накануне были опубликованы на сайте ЮНЕСКО.
На этот раз оказались разрушены тетрапилон и просцениум — ближайшая к зрителям часть сцены — римского театра. Из 16 колонн тетрапилона выстояли лишь четыре, а фасад театра превратился в груду обломков.
«Эти разрушения — новое военное преступление и невосполнимая потеря для сирийского народа и всего человечества. Этот новый удар по культурному наследию, нанесенный лишь несколько часов спустя после того, как ЮНЕСКО получило отчеты о массовых казнях в театре, показывает, что разрушение культурных памятников, осуществляемое жестокими экстремистами, призвано уничтожить как человеческие жизни, так и памятники истории, чтобы лишить сирийский народ его прошлого и будущего», — говорит генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
Тетрапилоны — это прямоугольные здания с четырьмя входами — по одному с каждой стороны. Их строили на важных перепутьях — как просто для красоты, так и в качестве подтипа триумфальных арок, устанавливавшихся в честь победителей или в память о важных событиях. Также такой тип постройки был связан с культом Януса, бога дверей, входов и выходов.
Разрушенный тетрапилон был построен около 270 года н. э., когда Пальмирой правила царица Зенобия Септимия.
«Тетрапилон был архитектурным символом духа пересечения культур и открытости Пальмиры — и это одна из причин, по которой он был уничтожен. Его расположение и форма уникальны среди сооружений древней архитектуры, они свидетельствовали о самобытности Пальмиры, источника гордости и достоинства всех современных сирийцев», — считает Бокова.
Театр, возведенный около II века н. э., был расчищен и реконструирован в 1950-е годы. Он был построен в центре площади, в окружении полукруглой колоннады, тянущейся до южных ворот Пальмиры. Последние несколько десятилетий театр служил площадкой для ежегодного Пальмирского фестиваля.