Проект «Стена» станет надгробным памятником отношений Украины и РФ

В культурном обходе англоязычных стран на третьем месте после Библии и Шекспира по частоте цитирования стоят философские сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Зазеркалье Кэрролла предстает как некий «мир вверх тормашками», который может быть не только странным, но и враждебным, поскольку привычное и безобидное утрируется и искажается в этом мире до неузнаваемости.

Ощущение «перехода в Зазеркалье» не покидает, когда пытаешься объяснить особенности духовного мира обитателей путинской России. Большинство патриотически настроенных украинцев, у которых есть в России родственники и друзья, говорят о полном взаимонепонимании, которое невозможно преодолеть никакими логическими доводами и объяснениями. Тем не менее, хочется понять причины столь различного мировосприятия у близких территориально народов. Оказалось, что более трех столетий сосуществования в одном государстве не стерли глубинных, принципиально важных различий между великороссами и украинцами. Для проявления этих различий во всей полноте хватило немногим более года. Крайне важными при этом являются не только выводы признанных авторитетов прошлого, но и мнения современных российских исследователей.

Вот что сами россияне говорят о себе: «Совершенно очевидно, что настроения большинства связаны с тем, что говорит пропаганда. Но я не думаю, что пропаганда порождает эти настроения…

Ощущение почвы, ушедшей из-под ног, объясняется распадом Советского Союза. Причем даже не реальным распадом — политическим, географическим, экономическим, социальным и т. д., — а распадом его в голове нашего соотечественника.» (Борис Дубин, интервью, «Отечественные записки», №4, 2014).

И далее: «Несостоявшаяся, потерянная империя, великая держава, тут и ухудшение материального положения большинства — все это вызывало томление, тоску, ностальгию по прежнему, советскому, которое тут же на ходу стало выстраиваться не столько из реальных, сколько из мифологических материалов. Совершенно забыли о товарном дефиците, о полностью закрытой от внешнего мира стране, но почему-то помнили, что это было время мира, время дружбы между народами, особенно внутри страны — и то, и другое, и третье можно, конечно, поставить под очень серьезный вопрос, но здесь ведь работала не фактическая, а мифологическая логика.»
Иными словами, реальная картина мира в постсоветской России вытеснялась виртуальной, выстроенной с активным участием полностью подконтрольных государству СМИ из подручных материалов – обломков великорусской и советской мифологии. Массовое сознание конструировалось новоявленными «инженерами человеческих душ». В очередной раз на практике использовались «идеи великого Ленина».

В результате промывания мозгов, которому население России – надо признаться честно – не противилось ни в коей мере, «до 60 процентов сегодня, в июне 2014 года, одобрили предоставленное президенту РФ право ввести войска в Крым и на Украину, до 80 процентов, с теми или иными оговорками, но все же считают, будто Россия имеет право присоединять к себе территории бывших республик СССР, если русские там «испытывают или могут испытывать притеснения» (там же).

Параллельно у россиян наблюдается полное пренебрежение к реальным фактам относительно жизни в бывших советских республиках. Социологи отмечают вопиющее невежество и безразличие к тем, кого клеймят и ненавидят, причем не только у малообразованной и неразвитой части населения России, но и у интеллигенции.
Вот показательный пример – цитата из публикации в тех же «Отечественных записках». Эта статья опубликована задолго до киселевщины и разгула «патриотизма путинского разлива», притом автор ее претендует на научность: «В Калининградской области, очень плотно освоенной немцами Восточной Пруссии, можно было наблюдать следующее странное явление: после выселения немцев русские поселенцы никогда не селились в немецких домах и немецких селах — они их разбирали на стройматериалы, сооружая свои поселения поблизости.

Даже при наступательном расширении русского фронтира он все равно мыслится как оборонительный. Каким-то образом выходит, что тот или иной участок территории достается русским «сам собой», как сыр вороне. Даже когда хорошо известны история его завоевания и заплаченная дорогая цена, все равно никакой осознанной оккупации не получается, огороженное русским забором уже воспринимается своим, а сопротивление — внутренним недоразумением.

Только что завоеванные туземцы уже мыслятся как подзащитные, перестают быть врагами в сам миг победы». И заключительный аккорд, который может вызвать как смех, так и возмущение своим вопиющим лицемерием: «Россия для правильного геополитического позиционирования неизбежно приобретет и уже приобретает образ главного антитеррориста, который опять и опять противостоит мировому злу.» («Бескрайняя равнина конца времен», Тигран Лерсарян).

Оказывается, немцы на родине Иммануила Канта, в Кенигсберге, – это всего лишь «туземцы», «плотно освоившие» Калиниградскую область! Автор забывает об историческом названии этого региона – Восточная Пруссия, об изгнании из родных мест сотен тысяч немцев, которые жили там веками. А Россия, как некогда СССР, — светоч правды и добра для угнетенных и обиженных всего мира!

И самое показательное, что сами себя современные россияне по данным соцопросов характеризуют «как открытых, отзывчивых, гостеприимных, способных сострадать чужому горю». Воистину российская ворона, которой «где-то Бог послал» сыр, глубоко и окончательно уверовала в лесть властей предержащих. Забыла завет дедушки Крылова, что лесть гнусна, вредна. Правда, Крылов сделал оговорку, что предупреждения о вреде лести не идут никогда впрок.

«В Истории различаются не нации-грешницы и континенты-архангелы, не проклятые расы и незапятнанные народы, а демократии, которые признают свои низости, и диктатуры, которые их скрывают, рядясь в лохмотья мучеников.» (Паскаль Брюкнер. «Тирания покаяния: эссе о самобичевании Запада»).

Все непреодолимые расхождения во мнениях о оценках, которые наблюдаются между массовым сознанием украинцев и россиян, вызваны преимущественно абсолютно некритическим восприятием населения России своего пришлого и настоящего, в частности, своих взаимоотношений с бывшими советскими республиками.
Тут поневоле приходится снова обратиться к мнению русских о себе самих: «Русский «образ себя» (мы-образ) существует как бы в трех ипостасях, но всегда очень связан с образом себя как носителей добра. … Осознание себя в образе покровителей и защитников очень четкое… Русских невозможно обидеть сильнее, нежели пренебречь их покровительством, и невозможно дискредитировать в русских глазах идею сильнее, чем если представить ее плодом внеморального расчета…

Значимыми являются места поселения народов, нуждающихся в защите от чего бы то ни было. Места расселения «злодеев» имеют значение только в контексте защиты от них покровительствуемых народов…

Условием действия является защита себя и всех своих многочисленных подопечных — покровительство. Любая война истолковывается как оборонительная, любое внешнеполитическое действие является «вынужденной самозащитой», любое действие на чужеземной территории — «освобождением» или «помощью». … Условием действия является осознание себя как могущественной и самой правой (справедливой) силы.

Искусственно создается ситуация, комфортная для действия русских, а потом уже действие разворачивается.
Образ врага у русских ситуативен, он определяется не какими-то неотъемлемо присущими ему чертами, а через постановку себя в оппозицию русским. Враг — это тот, от которого надо защищаться, или, в еще большей мере, тот, от кого надо защищать. Иногда при этом подзащитным оказывается свой собственный народ, которого государство защищает, например, от «тлетворного влияния Запада» и «внутреннего врага». Есть, впрочем, у «образа врага» одна черта, которая прощупывается не сразу и не всегда, но вполне отчетливо — это, если так можно выразиться, «конкурентный мессианизм», претензия на представление добра в большей степени, причем добра более «доброго», чем у русских. Носитель подобной претензии сразу попадает в русском космосе в положение «антихриста» — будь это Наполеон, Гитлер или кто еще.» (Светлана Лурье «В поисках русского национального характера», 2002).

Трудно поверить, что эта характеристика была дана еще 12 лет назад, настолько точно переданы интерпретация агрессии против Украины в российских СМИ и восприятие этой захватнической войны массовым сознанием в путинской России.

Надо честно признать, что российские оккупанты не в первый раз волшебным образом трансформируются в «спасителей» и «освободителей».

Не знаю, есть ли сейчас в школьной программе ходульный и лакированный роман Олеся Гончара «Знаменосцы». В свое время его изучали на уроках украинской литературы. До сих пор помню эпизод, когда «голубой герой», абсолютно плакатный и бесполый молодой советский офицер назидательно выговаривал румынской девочке: не за то, мол, мы воюем, чтобы ты мамалыгу ниткой резала. Для автора не существенно, что девочка по-русски ни слова не знала. Главное, что советским офицером была проведена идеологическая работа с местным освобожденным населением, донесена мисль о великой миссии СССР.

Реальное поведение российских «носителей добра» было совсем иным. Красноречиво свидетельствуют об отношении к освобожденному населению залихватские строчки из «Василия Теркина» : «По дороге на Берлин вьется белый пух перин». Несмотря на все припадки горбачевской гласности стыдливым молчанием доселе обходят вопиющие и массовые случаи государственного и частного мародерства в оккупированной Германии, жертвой которого стало даже «золото Шлимана». Так надо ли удивляться вывозу целых заводов и эшелонов с углем из «освобожденного» Донбасса! Это всего лишь продолжение славных традиций Советской Армии.
В заключение хочется обратиться к некогда братскому народу.

Дорогие россияне! Родственники, друзья и знакомые! Выведите ваших заблудившихся военных за границы Украины! Никто им не поставит на высоком пьедестале памятник с девочкой на руках. Для украинцев вооруженные люди, которые прячутся за спинами женщин и детей, — это террористы, недостойные звания солдата, какими бы «вежливыми» их ни называл ваш обожаемый бандит международного масштаба Путин. Единственным надгробным памятником нашим прошлым отношениям будет пограничная стена под током высокого напряжения.

София Украинцева


Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.
This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.