Европейская сдержанность и желание решить острые политические вопросы путем переговоров, компромисса и взаимных уступок воспринимается Россией, как слабость. Эта страна не понимает никаких аргументов, кроме аргументов силы. Лабильность и толерантность ей неведомы, поэтому любые не угодные ей вещи РФ сопровождает демонстрацией своей военной мускулатуры.
Вроде невинное завление генсекретаря альянса Йенса Столтенберга о том, что НАТО «не стремится к конфронтации с Россией, и никто не хочет холодной войны», но вместе с тем не будет никакого компромисса по безопасности Европы и Северной Америки, вызвало очередное заострение самолюбия России. «Лучше говорить друг с другом и понимать друг друга, чем не говорить и подорвать основу для политического понимания» — сказал Столтенберг, но это также означало, что НАТО будет сохранено, как сильный военно-политический союз, способный противостоять любой агрессии. Проявление силы еще кем-то, кроме России, для этой страны недопустимо. Россия считает, что в любой ситуации ее слово должно быть последним. Реакция не застала себя долго ждать. Уже в ближайшие дни НАТО сообщило, что обнаружена высокая активность российских ВВС в европейском воздушном пространстве. В сообщении НАТО отмечается, что «самолеты стран альянса поднимались в воздух в четырех разных местах с миссией перехвата против четырех групп российских военных самолетов, совершавших «маневрирование» в районах Балтийского, Северного и Черного морей».
В ночь на 29 октября зафиксирован внеплановый полет в международном авиапространстве над Черным морем четырех стратегических бомбардировщиков- ракетоносцев Ту-95 и четырех авиазаправщиков Ил-78. А в среду в том же пространстве были отмечены полеты двух Ту-95 и двух истребителей Су-27. В небе над Балтийским морем совершали полеты два истребителя МИГ-31, два истребителя-бомбардировщика СУ-34, один всепогодный истребитель четвёртого поколения Су-27 и два бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Су-24. А также по другому инциденту – замечены были два МИГа-31, два Су-34, Су-27 и два Су-24. В целом за 2014 год самолеты НАТО вынуждены были реагировать на воздушное вмешательство российской военной авиации свыше 100 раз. Это без учета «вальсов» самолетов ВВС России на границах с Канадой и США.
Наиболее часты случаи нарушения правил полета военных самолетов РФ в международном пространстве Балтийского моря. Латвийские и эстонские военные утверждают, что подобные инциденты происходят постоянно. При этом фактического нарушения воздушного пространства не происходит. Страны Балтии являются самым уязвимым местом ЕС, поскольку они в наибольшей мере граничат с Российской Федерацией и постоянно чувствуют скрытую угрозу, а в последнее время угроза перерастает в демонстративно-агрессивное поведение со стороны РФ.
Военная авиация на границе, как возможность подразнить и выяснить слабость соперника, далеко не новая военная хитрость. Но вместе с тем она сигнализирует об истинно серьезной опасности и обострении отношений, которые, как факел, могут вспыхнуть в любой момент.
Подобные методы запугивания Россия переняла в США, когда в послевоенное время происходило становление нового, перераспределенного территориально-политического пространства. Балтия и Дальний Восток всегда были окнами возможного взаимного проникновения между странами-соперниками. Как и более полувека тому, сегодня они остаются предметом пристального внимания военных.
Исследуя информацию в проекте «Хронос» о количестве случаев нарушения самолетами воздушного пространства на границе стран в период с 1950 года, обнаружено, что в Советском Союзе наиболее слабыми пограничными местами относительно авиационного вторжения являлись Балтийское море и Латвия, Японское море, Камчатка, Владивосток, Курильские острова, Баренцево море и Берингов пролив. В период с 1950 по 1960 года из всех самолетов, что нарушили воздушное пространство, или пограничникам СССР показалось, что нарушили, были сбиты 80% самолетов. Во всех случаях правительство СССР сообщало, что были сбиты самолеты ВВС США (тогда других врагов еще не было). В некоторых случаях, как с самолетом, сбитым 8 апреля 1950 года над Латвией, были допущены трагические ошибки, когда США заявило, что советские ПВО сбили частный самолет, направлявшийся в Швецию. Таким образом, Россия, как наследник военных и политических методов сосуществования с другими странами, является более агрессивной и в аналогичных случаях, когда НАТО вдруг захочется тоже поиграть мускулами, церемониться не станет – будут сбиты все самолеты, которые «не понравятся» российским пограничникам.
Но почему-то кажется, что если бы из 100 случаев тревог НАТО хотя бы половина имела такое же завершение, каким пользовалось СССР в 50-е, то у России быстро пропало бы желание играть в дразнилки на границе.
Оксана Гранит специально для Info Resist