Друзья, а вы не задумывались о том, сколько мусорной (с откровенно имперски-расистским душком) литературы находится в нынешней школьной программе по русской литературе? По какой-то непонятной мне причине эти книги до сих пор относятся к так называемой «русской классике», хотя как по мне — классическая литература это та, которая может научить чему-то доброму и хорошему, чего не скажешь об этих книгах.
Вообще с многими произведениями т.н. «русской классики» произошла та же история, как с музыкальной серией «Легенды русского рока», изданной в конце девяностых годов — под одну крышу собрали всевозможных бренчателей на гитарах из периода СССР, которых вдруг объявили чем-то значимым. «Русская классическая литература» это явление из той же серии — читая её, нужно понимать, что это лишь та литература, которая прошла советскую цензуру (нередко осуществляемую самой Н.К. Крупской) и была милостиво допущена до изучения в советских школах и изданию в СССР в целом — так как не противоречила советской идеологии.
В общем, в совковых школах изучали множество откровенно мусорных произведений, написанных с позиции имперских шовинистов. Не уверен, что многие из этих произведений остались в школьной программе до наших дней — но в девяностые годы в школьной программе по предмету «русская литература» дети вполне себе изучали их.
Гоголь. «Тарас Бульба»
Псевдоисторическое произведение, написанное в имперско-шовинистическом ключе. Место действия повести — Речь Посполитая то ли XVI, то ли XVII века, причём эта страна (уничтоженная в конце XVIII века Российской Империей и близлежащими странами) в книге даже не называется — словно её и не существовало никогда. Есть только какие-то «гадкие поляки», против которых ни с того ни с сего начинают воевать казаки, выступая против какого-то мифического «ущемления прав».
Отдельным, фашистски-шовинистическим образом в книге унижаются евреи — автор не стесняясь называет их «ж..ами» (хотя в русском языке это слово имеет однозначно негативную окраску), а также выставляет этакими «смешными дурачками», с которыми весело расправляются герои книги, рубая их саблями и топя в реках. Школьники, читая всё это, весело смеются.
Что самое страшное — учителя в школе толком ничего не поясняют про эту повесть, и многие ученики впитывают этот текст как «историческую книгу» — в которой вообще не существует Речи Посполитой (как конфедерации Польской Короны и Великого Княжества Литовского), не существует подлинного понимания контекста той эпохи, а есть только «зловредная Польша», есть «коварные ж..ы», которые «обманывают русских людей», а войну можно начинать сразу же после того, как прибежит какой-нибудь идиот и начнет вскрикивать про «ущемление прав».
Не стоит потом удивляться, что из детей, выросших на «Тарасе Бульбе», получаются затем отличные читатели книг про «попаданцев» и солдаты всевозможных непризнанных «Новороссий» и прочих Лугандоний…
Толстой. «Кавказский пленник»
Мерзкий рассказ, который коробил меня ещё в школьные годы своим неприкрытым царско-имперским шовинизмом. Канва сюжета проста — Российская Империя ведёт захватнические войны на Кавказе, и двое офицеров Империи попадают в плен к людям, защищающим свою землю, свои дома и свою независимость.
В рассказе всё перекручено таким образом, что обороняющиеся местные выставлены плохими негодяями, а пришлые войска Империи — добрыми, хорошими и вообще «нашинскими». Наши милые мальчики на Кавказе! Уже даже в самом начале Толстой пишет «Служил офицером на Кавказе один барин» — не «воевал», а именно «служил». Он что там блять, почту разносил, что ли? Он там воевал и убивал людей — но Толстой специально не пишет это слово, чтобы создать нужное впечатление — начни он рассказ со слов «Воевал и убивал людей на Кавказе один барин» — симпатии читателей, чего доброго, были бы не на его стороне.
Дальше больше. Кавказцы, которые в книге почему-то названы «татарами», всячески дегуманизируются и выставляются «чужими», «не такими», «дикарями». Читатель должен ужаснуться их обычаям и моментально вскрикнуть – «и правильно мы с ними воюем!». Всячески подчёркивается, что «татары» на Кавказе «вонючие» — хотя мусульмане моются по несколько раз в день, и если на Кавказе если и был кто вонючим — то это пришлые имперские офицеры. Почитайте вот этот отрывок, это просто квинтэссенция шовинизма:
Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили — деньги, часы вынули, платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами — до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная — на аршин кругом пыль смочила. Один татарин подошёл к лошади, стал седло снимать, — она всё бьётся; он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепенулась — и пар вон.
Вот они какие страшные! Вот как хорошо, что мы с ними воевали! Если бы диды не воевали, то «татары» уже бы Москву захватили давно! — примерно такие мысли возникают у среднестатистичского школьника после чтения пропагандистских агиток Толстого. Не удивляйтесь потом, что многие из них хотят записаться в «ЧВК Вагнера», чтобы ехать «защищать Родину» за 5000 километров от неё.
Горький. «Старуха Изергиль»
Ещё одно шовинистическое произведение, которое почему-то до сих пор считается «классикой». Некая злобная карга вспоминает свои молодые годы, рассказывая древние легенды и попутно плюясь ядом во все народы, населяющие Империю. Какого чёрта дети должны её слушать?
Особенно конечно достаётся полякам, главным врагам Российской Империи — один из любовников Изергиль, поляк, называется «смешным и подлым», а когда Изергиль попадает в Польшу (относительно недавно присоединённую к Российской Империи), то начинает оскорблять польский народ в целом – называя польский язык «шипящим», «змеиным», а людей — «холодными и лживыми». Ах какая плохая Польша, хорошо что мы их завоевали!
Вдоволь наплевавшись своим змеиным ядом, Изергиль рассказывает историю про Данко с вырванным сердцем — который, освещая этим сердцем путь, ведёт куда-то людей — видимо, к Коммунизму. В целом это очень советский рассказ — в котором смешивается ненависть к «покорённым народам» с имперским мессианством и космизмом.
Вместо эпилога.
Можно вспомнить ещё множество подобных рассказов, повестей и романов – думаю, вы и сами легко их отыщете, если попробуете вспомнить школьную программу по русской литературе и проанализировать её с критической позиции — так, как это сделал я.
Не страшно что авторы когда-то написали эти произведения — они были продуктами своего времени и умерли вместе с ним. Страшно другое — это то, что они до сих пор продолжают оставаться в школьной программе, и дети невольно, бессознательно формируют по ним собственную картину мира. Учителя не объясняют эти произведения, не объясняют контекст, когда они были написаны – и дети начинают невольно считать, что вот есть великая Россия, которая со всех сторон окружена врагами, и нужно поскорее их усмирить — а то «татары» скоро Москву захватят…
Такие дела.
Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, интересно.