Удар по «скрепам». Почему «Донбасс» и «Корец» пошли на Азов

Игорь Тышкевич, эксперт Украинского Института Будущего


Россия заволновалась из-за переброски старых, очень старых и безоружных украинских военных кораблей в Азовское море. Глупо? Нет — украинская разведка таким походом создала для русских очень неприятную ситуацию. Какую? Рассматриваю в 10-и минутном ролике и чуть более раширенном тексте, который вышел на «Лига.net».

В субботу 22 сентября российское информационное агентство ТАСС вышло со срочной новостью «Корабли украинских ВМС вошли в «исключительную экономическую зону России». Уже через 2 часа тема стала ключевой для «РИА-Новости», некоторых региональных редакций «Спутника», НТВ.

Украинские СМИ сообщили об информации «среди прочего», ссылаясь на российские медиа. Уникальные сообщения «с нашей стороны» начали появляться лишь в ночь с 22 на 23 сентября. Новость подтверждена двумя сторонами, а описываемые события рискуют и дальше задавать информационный тон, поскольку мы имеем дело с чрезвычайно удачной комбинацией украинских военных, результаты которой создают политические проблемы для Кремля.

Так что же произошло?

Если кратко, что руководство ВМС ВС Украины решило перебросить в акваторию Азовского моря два корабля — «Корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец». Естественно, что корабли пошли своим ходом, огибая Крым и намереваясь пройти через Керченский пролив.

Таким образом, Украина использует нормы договора 2003 года, согласно которого Азовское море является внутренним морем двух стран. Этот документ отдельно прописывает то, что военные и гражданские корабли под «своими» (украинским и российским) флагами могут беспрепятственно проходить через Керченский пролив и, даже больше. Вот цитата из п. 2.1 данного договора «Торговельні судна та військові кораблі, а також інші державні судна під прапором України або Російської Федерації, що експлуатуються в некомерційних цілях, користуються в Азовському морі та Керченській протоці свободою судноплавства.»

Теперь остановимся на самих кораблях. Они, увы, не представляют из себя реальной военной силы — скорее наоборот:

  • А500 «Донбасс» был спроектирован и построен как плавучая ремонтная база. Спущен на воду в 1969 году, в 1991-м изменил функцию и стал «кораблём управления». С 2004 фактически находился на ремонте (если это можно было назвать таковым). В том же году на корабле, который находился на территории предприятия «Севморзавод» был пожар. В 2007-м «Донбасс», который на тот момент не имел работающего двигателя был сорван со швартовых и мог стать «плавучим тараном» для других кораблей. Обошлось. А500 Вышел в море лишь в 2011 году. В 2014 был захвачен русскими, в Одессу его доставили на буксире вновь в неудовлетворительном состоянии. В 2015 вышел в море, а в 2016-м на «Донбассе» вновь произошёл пожар. Вновь обошлось. Корабль имеет в длину 122 метра при осадке 4,63. Водоизмещение 5520 тонн. Штатного вооружения не предусмотрено. Однако, по некоторой информации, на борту установили несколько крупнокалиберных пулемётов.
  • Морской буксир «Корец» так же является видавшим видом кораблём. Был спущен на воду в 1973 году. В 2014 году был захвачен русскими, в мае того же года возвращён Украине. Были планы переоборудования корабля в морской тральщик, однако они остались планами. Длина корабля 55 метров, осадка 4,47 м, тоннаж 1452 т. На буксире служит команда тральщика «Черкассы», который до сих пор находится у русских. Штатное вооружение на буксирах проекта МБ-30 не предусматривалось.
    Получается, что вдоль побережья Крыма по направлению к Керченскому заливу плывут два видавших вида корабля, которые не имеют серьёзного вооружения. Возникает вопрос: так из-за чего всполошились русские?

Выбор из плохого и очень плохого для Кремля

Давайте разбирать ситуацию по пунктам. Украина отпрвыступила против включения в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о «Ситуации на временно оккупированных территориях Украины».авляет через керченский пролив два корабля. Пусть практически безоружные, но формально военные. Причём, согласно действующего договора от 2003 года имеет на это полное право. У русских, по большому счёту есть 5 вариантов действий, и в каждом из них присутствует изрядная доля негативных последствий.

1. Задержать корабли возле берегов Крыма. Если оставить в стороне факт оккупации полуострова и даже если исходить из российской риторики «КрымНаш», РФ не имеет права на такие действия, поскольку корабли не входят в воды, которые Россия считает своими территориальными. А агрессивные действия в нейтральных водах (пусть и названных исключительной экономической зоной) являются актом пиратства. Естественно, «Донбасс» и «Корец» не смогут оказать более-менее эффективного противодействия боевым кораблям, но в нашем случае важен сам факт попытки остановки. «Пиратство», в отличие от «аннексии чужой территории» намного более неприятная вещь для большинства стран — пути доставки товаров для политиков, зачастую важнее тезисов о суверенитете государств.

2. Задержать корабли перед входом в Керченский пролив. Это, с одной стороны, то же пиратство, а с дугой, прямое нарушение договора от 2003 года. Вот после этого Украина будет иметь «железные» доказательства, нарушения Россией взятых на себя обязательств и нарушения ратифицированных договоров. Задержка военного судна под украинским флагом, в отличие от «кошмарения» торговцев под флагами других государств, является фактом, который можно истолковать единственным образом. Вторая сторона такого варианта — обвинения в пиратстве. А это негатив описанного выше пункта.

3. Пропустить корабли через Керченский залив. Это ужасно с точки зрения информационной политики. Россия утверждает, что «КрымНаш», идёт идеологическая накачка населения. Так называемый «Крымский мост» — материальное подтверждение тезисов, в определённом роде символ контроля над Крымом и Керченским проливом. И тут вдруг через пролив спокойно, «расталкивая остальных» (помним норму о «свободном проходе») идут два украинских военных корабля! Мощнейший удар по скрепам. И тут работа уже украинской стороны — если подать информацию под правильным углом, например, «КрымВаш? Да плевали мы на это. Даже старые и плохо вооружённые военные корабли Украины спокойно ходят по проливам. И «мощная» РФ ничего не может сделать» — это подхватят «ура-патриотичные» ресурсы на той стороне. Это можно подать как унижение РФ, а в российских внутриполитических реалиях тезис об «униженной власти» относится к категории «страшных снов Кремля».

4. Задержать в Азовском море. Один из худших вариантов, поскольку унижение РФ от прохода старых украинских кораблей через Керченский пролив состоится. Но попытка воспрепятствовать завершению похода — это и нарушение договора 2003 года и пиратство. То есть имеем суммарный негатив пп. 1-3.

5. Натравить «гордый флот ДНР». Теоретически, русские могут себе это позволить, поскольку они (формально моряки из Новоазовска) переоборудовали несколько рыбацких сейнеров, оснастив те пулемётами и ПТРК. Увы, при прямом столкновении можно волноваться за тот же «Донбасс» — 120 метров длины — хорошая мишень. Но тут есть свои «но» — буквально на днях в акваторию азовского моря были доставлены два новых бронированных катера с достаточно серьёзным вооружением. Логично будет, если они встретят корабли, идущие из Чёрного моря. В таком случае попытка «нападения ДНР» может закончится для нападающих плачевно. При этом украинские военные будут иметь полное право на уничтожение таких кораблей согласно тому же … договору 2003 года. Ведь на Азов могут заходить военные корабли ТОЛЬКО под флагами РФ и Украины. А неизвестные вооружённые люди во ВНУТРЕННЕМ море должны быть разоружены или уничтожены. Что касается минских договорённостей, то тут вообще смешно — они касаются только сухопутной линии соприкосновения и ничего не говорят о море.

С другой стороны проявление активности «флотом террористов» при попустительстве РФ может дать прекрасный повод (и доказательсва) содействия России пиратству и терроризму на море.

Есть ещё один вариант, который в духе России. Русские очень любят топить свой флот в Чёрном море. Так происходило в ХІХ веке, в начале и середине ХХ, в 2014-м. Теоретически, они могут утопить на фарватере какой-нибудь свой корабль. Но это уже будет откровенными идиотизмом и проявлением истерии.

Подведём результат. Начавшаяся операция ВМС Украины является дерзкой, интересной и достаточно удачной уже на этом этапе. Просто выход кораблей заставил русских нервничать. Возможные варианты действий приводят к возможным негативным последствиям.

Что касается Украины, то тут главное организовать нормальную работу в информационном поле и координировать действия военных и МИД. А если корабли пройдут — будет дополнительный задел для базы ВМС на Азове. По крайней мере хотя бы один морской буксир там нужен. Нужна и ремонтная плавбаза, поскольку военной инфраструктуры в украинских азовских портах нет.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.