4 причины от экс-посла США, почему Кабмин Гройсмана проведет успешные реформы

Последние два месяца были не лучшими для имиджа Украины на Западе. Ненужный политический кризис, закончившийся уходом премьер-министра Арсения Яценюка и его правительства, мало помогал реформированию, зато привлек много публичного внимания. Об этом в блоге на сайте Атлантического совета написал экс-посол США в Украине (2003-2006) Джон Хербст.

«Сильнейшие министры-реформаторы – Наталья Яресько, Айварас Абромавичус, Алексей Павленко и Андрей Пивоварский – ушли вместе с Яценюком, их и преемники в целом не имеют таких реформаторских данных. Из-за кризиса МВФ приостановил выделение транша в размере $1,63 млрд в феврале Это замедлило восстановление украинской экономики после резких обвалов в последние два года.

Однако трех дней в Киеве и встреч со многими новыми и бывшими чиновниками было достаточно, чтобы вернуть неослабевающую веру в Украине. Дела никогда не обстоят так плохо (или хорошо), как они кажутся. Есть как минимум четыре причины думать, что новый Кабмин добьется некоторого успеха в реформировании.

Во-первых, скептики в течение многих недель изображали нового премьер-министра Владимира Гройсмана просто как президентского чиновника, что оказалось заблуждением. В качестве молодого мэра Винницы он заработал устойчивую репутацию реформатора. За неделю до согласия стать премьер-министров он отказался от кандидатур президента Петра Порошенко на посту его первого заместителя и на других высоких должностях. Гройсман просигнализировал, что он будет независимым человеком. Он также переубедил ряд реформаторов в Раде и гражданском обществе, что намерен приступить к реформам. Важно, что он не последует плохому совету некоторых критиков ушедшего правительства и готов возобновить переговоры с МВФ.

Другой фактор в пользу Гройсмана – его работа в Раде. Как спикер, он установил глубокие отношения с парламентариями, и должен оказаться более убедительным адвокатом для законодательных реформ, нежели его предшественник. То, что ряд новых министров также недавно работал в Раде, может принести тот же эффект – если они настроены на реформы.

Третья причина для осторожного оптимизма – это сам Яценюк. Он остается значительной фигурой в украинской политике и дал понять, что будет поддерживать реформистскую программу нового правительства. Он хочет убедиться, что реформы, которые начались при нем, будут доведены до конца. Это очень важно, так как новое правительство было выбрано при небольшом перевесе большинства. Существующая коалиция состоит только из партий Яценюка и Порошенко и группы внефракционных.  Политсила Яценюка была самой дисциплинированной при голосовании за реформы, что было необходимо для успешного продвижения его программы. Его стремление продолжить эту практику для реформирования будет крайне важным в ближайшие дни.

Последней причиной для сдержанного оптимизма является та роль, которую играют Запад и МВФ в Украине. Учитывая наследие СССР и плохое управление в течение 25 лет независимости, реформы после Майдана были обречены стать неприятным спектаклем. В нем общественники и молодые реформаторы заняли значительные, но второстепенные должности в парламенте и правительстве, а Запад призывал к коренным изменениям высшее руководство.

МВФ дал ясно понять в первые дни политического кризиса, что он не выдаст третий транш, пока Украина не выберет новое правительство, Шокина не уберут с поста генпрокурора, а сама страна не имплементирует необходимые шаги для соглашения. Более того, Вашингтон только тогда предоставит $1 млрд займа, когда своего добьется МВФ.

Порошенко и Гройсман понимают, что без этих финансовых вливаний Украина через несколько месяцев столкнется с тяжелой ситуацией по выплатам долгов. Они осознают, что будет катастрофой принять безрассудный совет главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили и разорвать сотрудничество с МВФ. Поэтому правительство намерено повысить тарифы на газ, как этого требует МВФ. Чиновники высокого ранга говорят в частном разговоре, что они хотят сделать это к 1 мая, когда рассмотрят программу субсидирования. Они считают, что компенсация роста цен требует корректировки, однако не рассматривают отсрочку или уменьшение роста тарифов.

Повышение тарифов на газ станет первым индикатором готовности правительства к реформам. Так же можно оценить планы рассмотреть в Раде ряд законопроектов, требуемых МВФ, на этой неделе. Это голосование будет ранним тестом, насколько действенны навыки Гройсмана по убеждению в парламенте, чтобы найти баланс среди малого, но капризного большинства.

Последнее как раз не является причиной для оптимизма в реформировании. Как и тот факт, что два бывших замгенпрокурора-реформатора, Виталий Касько и Давид Сакварелидзе, были уволены и находятся сейчас под следствием. Это является свежим свидетельством того, что даже несмотря на запоздалое увольнение Шокина, никаких реальных шагов по реформированию ГПУ или судебную систему не было. Пока Порошенко может похвалиться некоторыми серьезными реформами с начала своего президентского срока, самое время для него заняться этими двумя важнейшими институтами».

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.