Из-за того, что государственный завод закупил не ту сталь, ВСУ до сих пор не получили 48 бронетранспортеров БТР-4Е, хотя в войсках техника должна была быть еще в июле. Об этом говорится в сюжете BIHUS.INFO.
Эта история началась еще в 2016 году. Тогда министерство обороны сделало заказ на полсотни БТР у Харьковского конструкторского бюро машиностроения (входит в концерн «Укроборонпром»). Планировалось, что корпуса боевых машин будут изготовлены из украинского металла – стали марки 71. Именно он базовый для БТР-4. Однако идея провалилась из-за долгой производительной цепочки. Завод в Лозовой не справился со своими обязанностями по поставке готовых корпусов, в результате чего харьковский завод вместо почти полусотни готовых получил только двадцать недоделанных машин.
Пришлось ХКБМ в декабре прошлого года для изготовления БТРов заказывать 33 тонны стали марки Miilux Protection 500 производства Финляндии. Ее ранее уже использовали с аналогичной целью. Обратились к официальному дилеру – польской фирме Texprotect. Сталь получили в марте, однако ее забраковала военная приемка Минобороны. Причина – проблемы с сопроводительными документами, маркировкой и материал не соответствовал отечественным требованиям. Эти требования имеются в результатах исследования Института электросварки им. А.Патона. У них это исследование ХКМБ было заказано еще в 2015 году и касалось оно различных импортных сталей. Специалисты описали, какой должна быть сталь, чтобы и сварка швов была нормальной, и бронекачество не снижалось от термообработки.
По правилам, заказчик должен был изначально обсуждать с поставщиком эти детали, но этого не было. Таким образом привезли хотя и качественную, но не ту сталь.
Исправлять ошибку руководство предприятия не хотело, а стало уговаривать Минобороны согласиться на то, что уже есть. В частности, хотел этого подписавший «неправильный» договор директор ХКБМ Алексей Бабич, хотя к тому времени концерн его уже отстранил от исполнения обязанностей в ходе масштабного скандала в связи с коррупцией в оборонной сфере. Между тем он продолжал проводить совещания, убеждая в целесообразности использования финской стали.
Были проведены ее новые испытания, в ходе которых провели «отстрел» как целых кусков купленной стали, так и в дальнейшем сварных швов. Сталь проверку не прошла.
«В Институте Патона разными способами сварили несколько образцов этой стали с заниженным содержанием легирующих и проверили швы на прочность, найдя участки с низкими показателями твердости и предоставив свое резюме: такой металл для корпусов БТРа использовать можно лишь при условии дополнительных работ — приваривать вдоль всего шва дополнительную подкладку из бронестали», — сказано в расследовании.
В результате новые задержки в выполнении заказа. Завод утверждает, что вопрос закрыт, а приемка уверена, что перед ними не та боевая машина, которая была заказана.
Таким образом Минобороны так и не получило заказанную технику и требует от завода выплаты штрафа в размере 82 млн гривен за срыв срока контракта. ХКБМ намерен данное решение обжаловать в суде, параллельно дискутируя в судах с приемкой.