Меркель, кажется, больше не интересует, как ее шаг воспримут в Москве, а общественное мнение в самой Германии все больше склоняется на сторону Украины
Однако его важность не только и не столько в «поддержке Германией позиции Украины», как в практических аспектах дальнейшего сотрудничества, от которого, без преувеличения, зависит дальнейшее существование государства.
При том заявления МИДа о «чрезвычайности» субботнего визита нельзя назвать полностью необоснованными. Достаточно отметить, что еще неделю назад в возможности первого официального визита в Киев сильно сомневались немецкие политологи и аналитики.
Однако они явно недооценили канцлер-и не учли глубины ее отвращения к современной путинской политики. Меркель, кажется, больше не интересует, как ее шаг воспримут в Москве, а общественное мнение в самой Германии все больше склоняется в сторону Украины. Поэтому она вполне может позволить себе маленький дружеский жест, который немного лично для нее стоит.
Тем более, что между сторонами накопилось немало насущных вопросов, которые действительно требуют детального обсуждения. Среди них ключевыми выдаются следующие пять пунктов.
1. Насколько можно отложить или проигнорировать вопрос Крыма в переговорах с Россией
Тупик «министерских переговоров» в Берлине оставил для дипломатических способов урегулирования конфликта последний шанс-встреча руководителей государств в формате «нормандской четверки». Случится она в сентябрьском Париже или где-нибудь еще, и стоит ли ждать от нее каких-либо радикальных сдвигов в решении конфликта-вопрос дискуссионный.
Но Украине и ее европейским партнерам нужно иметь согласованную позицию относительно границ будущего торга с Путиным. Безусловно, на открытое «одобрение» оккупации Украины не пойдет, но попытки определенных кулуарных договоренностей могут быть реализованы. При том возможность влиять на режим поставок ресурсов в оккупированный Крыму, а также на градус внешнеполитической риторики на эту тему-один из немногих козырей Киева в торге с Москвой. Хотя в свете доктрины «осажденной крепости», на которую в последнее время делает ставку Кремль, усиления международной реакции на оккупацию Крыма может быстрее помочь внутриполитическим целям Путина, чем им повредить.
2. На какую реакцию со стороны Европы может рассчитывать Украина в случае нарастания российской агрессии
Длительная выжидательная позиция Москвы, которая продолжает политику лимитированного вмешательства в конфликт на Донбассе, может оказаться не вечной-особенно в случае значительных успехов украинской военной операции. Когда последние надежды на то, что «новороссийскую авантюру» удастся реализовать без танковых дивизий на украинских полях окончательно погаснут, Путин может решить пойти ва-банк.
И украинскому руководству нужно четко знать, на какую помощь в этом случае мы можем рассчитывать. Или ЕС будет в состоянии предложить немедленные поставки современного оружия, или двухмесячные совещания по поводу возможного усиления режима санкций против агрессора.
И в этом вопросе Украину может ожидать неприятный сюрприз. По крайней мере, история с Латвией, где канцлер жестко и бескомпромиссно заявила, что на базы НАТО прибалтам ждать не стоит, а местные власти долго и путано объясняли, что не сильно и хотелось, это ясно демонстрирует.
3. Финансовая стабильность
Война-войной, но финансовый кризис составляет сейчас не меньшую угрозу для Украины, чем Донбасс в огне. Несмотря на усилия правительства Яценюка, ситуация явно выходит из-под контроля. Ситуация с курсом гривны, вынужденные длительные «отпуска» работников бюджетной сферы, которые начинают практиковать во многих регионах-все это явные свидетельства близости финансового коллапса.
Собственно, о планах обсудить вопросы финансового выживания Украины с Меркель открытым текстом сообщал заместитель главы АП Валерий Чалый. По его словам, пока нет договоренности о четких цифрах относительно «третьей волны» финпомощи, но вынужденная готовность обсудить этот вопрос со стороны обеих сторон.
4. Проведение реальных экономических реформ и борьба с коррупцией
К вопросу финансовой помощи со стороны Европейского союза вплотную подходит вопросы ее использования. Продолжить финансировать радикально непрозрачные процедуры государственных закупок, сохранения преференций для отдельных отраслей и т.п. Евросоюз, очевидно, не намерен. И речь идет не только о коррупционной составляющей, но и о необходимости реальных, структурных реформ в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, и многих других отраслях, где до сих пор дело обходилась косметическим ремонтом фасада.
Здесь против украинского руководства может сыграть даже факт выхода из правительственных структур Татьяны Черновол, свидетельствующий как минимум об определенных трения в команде реформаторов. Будем надеяться, что имея в руках столь мощный рычаг влияния, как предоставления жизненно необходимой финансовой помощи, Евросоюз сможет его использовать для стимуляции реформаторских настроений украинского руководства.
5. Зима и газ
Отдельным, особенно болезненным разделом переговоров станет вопрос обеспечения углеводородного баланса украинской энергетики в зимний период. Несмотря на реверс и усилия правительства, речь идет о том, что страна подойдет к зиме, имея чуть больше половины из необходимых объемов газа. И бодрые рапорты ответственных о том, что «до конца года продержимся», вызывают воспоминания о прошлых зимах, когда морозы, собственно, начинались после Нового года.
Ситуация похожа на то, что, по крайней мере, промышленность в зимний период почувствует реальные проблемы с газом. И даже реальные объемы реверса газа из Европы могут быть сокращены из-за безумного давления со стороны Газпрома. В свете особую важность приобретает необходимость скоординировать политику Украины и ЕС по транзиту российского газа, возможности его закупки на украино-российской границе и защиты «права» Венгрии и Словакии на реверсные поставки.
При том многочисленные опасения, что канцлер будет склонять Порошенко к «немедленному прекращению силовой операции» выдаются безосновательными. Прагматическая Меркель, очевидно, поняла, что без реальных международных гарантий выполнения Россией и боевиками своих обязательств (а как могут выглядеть эти гарантии, никто толком еще и не знает), агитировать за «плохой мир» нет никакого смысла. И это понимание удержит ее от второй попытки наступить на грабли доверия к внешнеполитическим декларациям РФ.
В целом, визит Меркель-это редкий шанс для украинской власти не только постоять с фрау канцлер перед фотокамерами мировых СМИ, но и донести до руководителя одной из ключевых стран ЕС свое видение решения украинских проблем, убедить в логичности этого видения, и попросить о помощи в реализации этого видения. А об успешности реализации этого шанса все мы будем иметь возможность узнать. Возможно, даже быстрее, чем хотелось бы.
Источник: «Еспрессо ТВ»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.