Говорят, история повторяется. Следующую историю, случившуюся более 80 лет назад стоит, очень стоит вспомнить. Чтобы минские соглашения не превратились в мюнхенские. Ведь та Чехословакия и сегодняшняя Украина очень схожи. А точнее — Москва действует словно по написанному восемь десятилетий назад сценарию. А значит и будущее страны можно предсказать — помня о прошлом, пишет Роман Бочкала для Подробности.уа.
Здесь хранятся фотографии тех лет. Прошло много времени с тех пор, но мы никогда этого не забудем.
Та Чехословакия и нынешняя Украина во многом схожи. Молодые, еще не успевшие окрепнуть государства, стали независимыми после развала империй. Австро-Венгерской в одном случае и Советской в другом. С суверенитетом тоже подобная история. Украине его гарантировал Будапештский меморандум, Чехословакии — Версальский договор. Но в итоге оба документа оказались просто бумагой.
«Кремль ведет себя в Украине так же, как Третий Рейх — в Чехословакии в 1938 году. Немцы тогда аннексировали часть соседней страны, аргументируя это защитой прав немецкоязычных граждан региона», — говорит Любомир Заоралек, министр иностранных дел Чехии.
«Русский мир и идея объединения всех русских людей под одним зонтиком — это определенно похоже на политику Гитлера, который пытался создать один большой немецкий мир», — говорит Иржи Ситлер, дипломат.
«Идеология — что кто-то убивает россиян на востоке Украины, — напоминает то, что говорили в 1938 году немцы. Я читал те газеты — там просто было написано, что в Чехии умирают тысячи и тысячи судетских немцев. Но здесь никто не умирал», — говорит Лубош Палата, журналист чешской газеты Dnes.
В сентябре 1938 была мобилизация чехословацкой армию. Уже все знали, что конфликт дипломатический, политический. И существует большая вероятность того, что из-за этого конфликта будет война.
Европа и Америка проявляли полную нерешительность. Из-за боязни испортить отношения с Германией, наступить на горло собственным интересам. По сути, принося Чехословакию в жертву. Гитлер этого только и ждал. Ведь на тот момент он еще не был готов к большой войне.
Это город Усти над Лабем. По-немецки — Усти на Эльбе. До Германии отсюда рукой подать. До Дрездена каких-то 25 километров. В свое время именно отсюда началась аннексия Судет. Хотя сами чехи эту местность никогда Судетской областью не называли. Фактически данный термин навязали нацисты, дабы каким-то образом очертить территорию своих притязаний.
«Мне тогда было десять. Я был мальчишкой и не понимал, что происходит главная трагедия чешского народа», — говорит чех.
«Я помню — мы вышли во двор и впервые увидели немецких солдат. На них была непривычная для нас униформа, головные уборы, которых я до этого никогда не видел, оружие. И по лицам солдат было видно — они сами не понимают, что происходит», — говорит Ганош, очевидец аннексии Судетской области.
«Это кажется карта Судет? Да. Именно так. Оккупированные территории Чехии являются предметом моих исследований», — говорит ученый.
«Судеты — промышленный край. Примерно как ваш Донбасс. После экономического кризиса середины 1930-х эта территория находилась в глубокой экономической депрессии. Армия безработных требовала занятости и пропитания. Гитлер обещал и то, и другое», — рассказывает Вацлав Хузвичка, профессор факультета социологии университета Усти-над-Лабем.
Горе пришло в Судеты. 20 лет правления чехов сделало из когда-то процветающей провинции нищую территорию. Закрытые фабрики, каждый третий немец без работы и пропитания.
Из мемуаров немецкого снайпера Гюнтера Бауэра, книга «Смерть сквозь оптический прицел»:
«Нам рассказывали, что судетские немцы живут в невероятной бедности. Что именно в Судетской области самый высокий во всей Европе процент самоубийств и детской смертности. Живя в Германии, мы постоянно слышали, что Гитлер этого так не оставит».
«Когда немецкие солдаты увидели, сколько у нас еды — мяса, хлеба. Они были в шоке. Жили мы, конечно, не очень богато, но в Германии тогда уровень жизни был еще ниже», — говорит Ганош, очевидец аннексии Судетской области.
Параллельно с военной подготовкой была развернута пропагандистская машина.
«Пропагандой занимались, как сами судецкие немцы, так и Третий Рейх. Мы проигрывали в информационной войне. Ложь, которую не гнушались распространять нацисты, оказалась намного эффективнее, чем объективная информация, которой придерживались чешские СМИ», — говорит Вацлав Хузвичка, профессор факультета социологии университета Усти-над-Лабем.
«Нескончаемую нищету должны терпеть наши судетские братья. В центре Европы живут тысячи немцев в условиях, недостойных человека», — так говорила пропаганда Геббельса.
Разум отказывается понять, как подобное вообще возможно в центре Европы. Сердце не верит, что такое вообще возможно.
Финансовую поддержку нацистов получили различные сепаратистские организации, действовавшие на территории Чехословакии. Главной из них была партия Судетских немцев — вот ее знамя. Кроме политической деятельности она занималась и подрывной. Прямо под носом у доверчивых чехов.
«Сепаратисты организовали свои военизированные отряды. Гитлер негласно поддерживал их. Он полагал, что Чехословакия искусственно созданное государство, получившее свою территорию только из-за развала Австро-Венгрии. Уничтожая нас, он считал, что восстанавливает историческую справедливость», — говорит Вацлав Хузвичка.
Террор и убийства привели к тому, что судетские немцы объявили об формировании ополчения. Некоторые города им даже удалось освободить от чехов.
«Они, как и на Донбассе, тоже привозили оружие, были и лагеря в Германии, где тренировали этих террористов, сепаратистов».
Несмотря на полное спокойствие на немецкой границе, с чешской стороны возвели баррикады. Автобус с беженцами из Судет был обстрелян из автоматического оружия. Десятки тысяч человек переходили границу — в поисках защиты у рейха.
«Вы откуда? Мы из Перштау. Недалеко от границы? Не очень далеко от границы. В пятницу с утра мы были вынуждены уехать. Они угрожали нас расстрелять».
«На площади — собрали женщин. Потому что мужиков больше нет. И это называется показательная казнь. Спасибо вам большое, что вы согласились нам все это рассказать».
«Незаконные вооруженные формирования были решительно подавлены чешской армией. В Германии поняли, что взять власть в Чехословакии руками местных сепаратистов не получится. Тогда был запущен план «Б» – референдум», — говорит Иржи Ситлер, дипломат.
В результате плебисцита, немцы признали приверженность своему народу с результатом более 90 процентов. Вместо того, чтобы найти мирный компромисс, пражское правительство пыталось решить его с помощью террора, гуманитарной катастрофы.
«30 сентября 1938 было подписано так называемое Мюнхенское соглашение. Между Великобританией, Францией, Италией и Германией. Нас туда даже не пригласили. Фактически, этим документом Судетская область признавалась немецкой территорией. Даже сейчас во время опросов — какая трагедия была самой большой в истории нашего народа, многие говорят — Мюнхенское соглашение», — говорит Иржи Ситлер, дипломат.
Вот как ликвидируют чешские названия на улицах и городах. Прошло лишь несколько минут, как Вермахт пришел в наш город.
Из мемуаров немецкого снайпера Гюнтера Бауэра, книга «Смерть сквозь оптический прицел»:
«Когда мы въехали на территорию Судетской области, я ожидал, что нас будут встречать с цветами. Однако жители не бросали цветы немецким солдатам. Конечно, многие местные немцы с радостью встречали нашу колонну. Но периодически мы замечали и хмурые, недовольные взгляды. Это заставило меня задуматься. Нам ведь говорили, что все немцы в Судетской области ждут нас как избавителей».
«В библиотеке нам давали такой задание — взять ножницы и клей и заклеивать те публикации в учебниках, которые касались истории Чехии».
Дай агрессору палец, по локоть откусит. Вслед за Судетами последовала вся Чехословакия. Через полгода после аннексии страна с таким названием перестала существовать. Франция и Великобритания с облегчением восприняли развал Чехословакии. Мол, нет государства — нет проблемы. Вроде, как и помогать уже некому. А можно просто выражать протест.
«Потом началась вторая мировая война. Многие судетские немцы отправились на фронт. Воевать на стороне Вермахта. В оккупации нам довелось прожить почти восемь лет. Все закончилось тем, что после развала рейха Судетская область была возвращена Чехословакии», — говорит Ганош, очевидец аннексии Судетской области.
Это — уже после капитуляции. Это — перед нашим музеем. Германские солдаты идут с белым флагом.
«Возник вопрос, что же делать со всеми теми немцами, которые восторженно встречали Гитлера, воевали на его стороне. Было принято жесткое, но вынужденное решение. Выселить их в Германию, куда они так хотели», — говорит Иржи Ситлер, дипломат.
Это чешские немцы. Как вы видите у некоторых на спинах — свастика. В таком виде их выселяли в Германию. Это было очень драматично, невероятно жестоко. Но иначе было нельзя.
«Мы просто эти три миллиона германцев выгнали. И это была самая большая трагедия для Чехии как страны», — говорит Лубош Палата, журналист чешской газеты Dnes.
В 1989 году Чехословакия разрешила чешским немцам, выселенным в Германию, посещать Судетскую область. Однако без права на постоянное возвращение и потерянное имущество. Собственность этих людей была зачтена в счет репараций. Чтобы возобновить диалог, чехам и чешским немцам довелось пожить порознь 45 лет. История, которую Украина должна хорошо знать. Хотя бы для того, чтобы минские соглашения не стали мюнхенскими.
Роман Бочкала