Перестрелка соратников Яроша с контрабандистами и спецслужбами в Мукачево может перерасти в новую волну противостояния между властью и добровольцами, сказал в своем комментарии для DW журналист, главный редактор сайта телеканала Эспрессо.тв Сергей Руденко.
Вооруженное столкновение «Правого сектора«, контрабандистов и сотрудников спецслужб в Мукачево в очередной раз продемонстрировало отсутствие воли у новой украинской власти избавиться от криминального наследия предшественников. Борьба с контрабандой, ставшая причиной нынешнего противостояния в Закарпатье, несет серьезную угрозу для внутренней стабильности в государстве. Отсутствие реформ и радикальных действий власти чревато серьезными последствиями. А именно — открытием внутреннего фронта в Украине.
Слабость власти
Закарпатье всегда жило по своим, особым законам. Тот уклад, который сформировался там с начала 90-х, вполне можно назвать феодальным. Несколько «князьков» поделили между собой сферы влияния, подгребли под себя суды, милицию, таможню и прокуратуру. Все, что происходило в Закарпатье в последние 20 лет, происходило в интересах нескольких кланов и групп. Так было во времена Кучмы, Ющенко и Януковича. Не изменилась эта система и при Порошенко. Никто не хотел и даже не пытался изменить ту систему, которую на протяжении двух десятилетий пестовали лидеры закарпатских криминальных группировок.
То, что произошло 11 июля в Мукачево, стало еще одним свидетельством слабости новой украинской власти. Как бы СБУ и МВД не пытались представить бойцов «Правого сектора» в роли «плохих парней», а себя — в роли «жегловых», абсолютно очевидно: не будь контрабанды — повода для конфликта, — не было бы и стрельбы. За прошедшие полтора года постмайдановская власть, к сожалению, не сделала ничего для того, чтобы побороть контрабанду в Закарпатье. Может, она была в ней заинтересована?
По иронии судьбы, и те, кто должен защищать закон внутри страны, и те, кто взялся оборонять ее от внешнего врага на востоке, оказались втянутыми в банальные разборки местных «князьков», контролирующих нелегальные потоки товаров. Нынешняя центральная власть, взявшая курс на евроинтеграцию, вынуждена была продемонстрировать: она контролирует ситуацию на границе Украины с Евросоюзом. Ведь бойцы «Правого сектора» в камуфляжной форме с гранатометами и автоматами — за полторы тысячи километров от зоны военных действий в Донбассе — серьезный вызов для украинских спецслужб.
Если СБУ и МВД знали о перемещении по стране до зубов вооруженных «правосеков», то почему они не предотвратили бойню? А если не знали, то не свидетельствует ли это об их непрофессионализме? И, в конце концов, очень важно получить ответ на главный вопрос: на чьей стороне конфликта в Мукачево выступали милиция и спецслужбы?
А был ли мальчик?
В нынешнем конфликте «Правый сектор» информационно переиграл МВД и СБУ. Пока спецслужбы неуклюже пытались сформировать образ «правосеков»-уголовников, соратники Дмитрия Яроша пикетировали здание администрации президента и проводили митинги в больших городах. «Правый сектор» настаивает на том, что в ситуации с Мукачево неправа милиция и требует отставки главы МВД Арсена Авакова. Милиция же рассказывала о похищенном мальчике, которым как щитом прикрывались «правосеки», уходя от преследования милиции, а СМИ и блогеры сравнивали это сообщение с историей от российских пропагандистов о якобы распятом мальчике в Донбассе.
Как бы там ни было, власть в очередной раз по старой советской привычке попыталась все свалить на одну из сторон конфликта — на «Правый сектор». МВД и СБУ оказались плохими рассказчиками в закарпатской истории, что породило серьезные сомнения в обществе в поданной спецслужбами информации. Честного рассказа о произошедшем в Закарпатье от силовиков никто не услышал. Роль МВД и СБУ в выяснении отношений между двумя криминальными группировками, претендующими на контрабандное лидерство, до сих пор непонятна.
Отсутствие доверия к власти — вот, пожалуй, главный вывод из закарпатской истории. Власть не торопится объяснять истинные причины бойни в Мукачево и медленно ведет поиск виновных. А ведь времени на раздумья нет. Повторись эта ситуация в любой другой точке страны, свое слово с добровольцами уже будет говорить общество. Механическая смена одних таможенников на других, переименование милиции в полицию ничего не дадут. Порочная система, существующая в Украине, способна пережевать и выплюнуть любые благие инициативы. Нужен только полный демонтаж этой системы.
«Правый сектор» между настоящим и будущим
Бойцы «Правого сектора» вряд ли тянут на роль современных «робин гудов». Конечно, можно бесконечно рассказывать о добрых намерениях «правосеков», выступивших против контрабанды. Но это не дает ответа на важный вопрос: почему эти люди вольно разгуливают с оружием по стране? Это уже серьезная проблема и для Дмитрия Яроша.
Понятно, что с одной стороны лидеру «Правого сектора» не пристало «сдавать» своих бойцов, замешанных в криминальных разборках. А с другой — он рискует тем, что ситуация, сложившаяся в Мукачево, может повториться на Львовщине, Буковине или Ровенщине. Очевидно, что власть не собирается более терпеть выходки «Правого сектора». И это рано или поздно приведет к очередному вооруженному столкновению соратников Яроша и спецслужб. Возможность открытия в стране внутреннего фронта в условиях войны в Донбассе чреватa тяжелыми последствиями. Осознают ли это в «Правом секторе» и во власти? Наверняка. Вопрос только, почему обе стороны так настойчиво идут на лобовое столкновение? Ведь этим может воспользоваться третья сторона.