Пока что мне не встретилось публикаций с анализом реальных последствий блокады Крыма. Авторы высказывают лишь общие соображения и самые приблизительные прогнозы. Поэтому позволю себе высказать мнение человека, длительное время связанного с поставками товаров в Крым. Оно может быть интересным.
На вопрос, ЧТО УКРАИНА ПОСТАВЛЯЛА В КРЫМ можно ответить кратко: Украина поставляла все, кроме соли, морской воды и гальки. Не буду утомлять читателя перечислением не только товаров народного потребления, но и энергоносителей, комплектующих для крымских заводов, и одного из главных предметов поставки – днепровской воды.
В свое время, изучая товарный дефицит в СССР, экономисты пришли к выводу, что даже дефицит в размере 5% от платежеспособного спроса население ощущает очень болезненно. Соответственно рост цен в подобной ситуации будет не 5%, а значительно больше, и зависеть будет от нужности товара. А то, что блокада вызовет дефицит, ясно и без объяснений. До прихода в Крым торговых сетей с материковой Украины цены на продукты в Ялте были заоблачными, поскольку поставки не были налажены в достаточном объеме. Прекращение поставок продуктов с материковой Украины больно ударит по супермаркетам.
Внимание журналистов приковано к туристическому бизнесу Крыма, а на регионы, которые зависят от производства сельхозпродукции, обращают мало внимания. Между тем, прекращение поставок воды для орошения погубило рисоводство и овощеводство в Джанкойском, Межводненском и Раздоленском районах, которые очень мало зарабатывали на туризме. Овощи из этих районов вывозились на донбасские рынки, где продавались за наличный расчет. Т.е. упомянутые районы существовали преимущественно за счет «черного нала». Большим подспорьем для крестьян степного Крыма была и торговля на трассе Москва-Харьков-Симферополь, по которой двигался безостановочный поток машин курортников. Теперь же автотуристы из России едут через Керчь, а украинцы едут преимущественно автобусами как вследствие подорожания топлива, так и из соображений безопасности.
Помимо поставки овощей на рынки Донбасса из Крыма везли вино, консервы из Керчи и – практически почти исключительно – пиленый ракушечник. Основным предметом крымского экспорта был ракушечник. Это вам подтвердит любой дальнобойщик, который ездил в Крым до оккупации. Так что Крым играл роль сырьевого придатка Украины, причем отказ от поставок ракушечника прошел для Украины без всяких последствий.
Крым торговал почти исключительно морем, климатом и курортными развлечениями. Больше ничем он торговать не может, по крайней мере в обозримом будущем.
Причем торговля эта происходит преимущественно нелегально. Основные денежные потоки не учитываются и налогами не облагаются. Так повелось с советских времен, так продолжается и сейчас. Поэтому Крым обречен быть дотационным регионом, он попросту не хочет сам себя содержать.
Главный эффект блокады будет заключаться в переориентации поставщиков, которые поневоле должны будут отказаться от поставок в Крым во избежание потерь и порчи продуктов. Для этого блокада должна быть достаточно длительной. Кроме того, блокада дает в руки правительству Украины дополнительный инструмент давления на Россию, поскольку крымские порты закрыты для поставок из Европы. И все заявления севастопольских властей и прочих крымских начальников – не более чем хорошая мина при плохой игре.
София Украинцева, блоггер