В российских СМИ вчерашнее усиление американских санкций уже называют новогодним “подарком от Обамы”, пишет Виталий Портников для ЛигаБизнесИнформ.
На самом деле это усиление — даже если не обсуждать его качественную сторону — очевидный провал не только российской дипломатии, но и российской пропаганды. На протяжении нескольких месяцев кряду российские политики и пропагандисты пытались убедить собственных сограждан — а заодно и украинцев — что Запад уже готов “обменять Украину на Сирию”. Более того, Путин и затевал свою сирийскую авантюру не только ради спасения Асада, но и из-за стремления продемонстрировать, что с ним нужно считаться в мировой политике и ради урегулирования на Ближнем Востоке стоит забыть его украинские грехи. Об этом постоянно говорила и российская агентура в западной политике и журналистике: как, мол, все это нелогично! Договариваемся с Россией по Сирии, только она и может нам помочь — и сохраняем санкции. И когда ведущие западные политики повторяли на разные лады, что Сирия — это одно, а Украина — совершенно другое и никакие консультации по Сирии не отменят давления на российский режим из-за оккупации Донбасса и Крыма — этого просто не хотели слышать ни в России, ни даже и в Украине. По крайней мере, идея “обмена” была распространена не только в российских, но и в украинских СМИ.
И что же теперь? А теперь оказалось, что западные лидеры говорили правду. Американские санкции усилены. Европейские — сохранены еще на полгода. На поводу у России в переговорах о введении в действие зоны свободной Украины с ЕС европейцы не пошли — Путин лично возмущался фразой “игра окончена”, с которой европейская делегация покидала переговорную комнату. Введение Россией санкций против Украины в ЕС охарактеризовали как нарушение Минских соглашений — а эта оценка не сулит россиянам ничего хорошего и спустя полгода — разумеется, если Путин не уймется.
Текущая ситуация создает для Украины такие политические и экономические возможности, которыми мы не располагали не то что со времен Майдана — никогда с 1991 года. Мы на самом деле можем выиграть.
Но и это еще не все. На фоне снижения нефтяных цен — фатального для российской экономики и политического режима соседней страны и на фоне снижения газовых цен — фатального для Газпрома — стало ясно, что проект отказа от украинского транзита провалился начисто. Южный поток приказал долго жить. Турецкий поток уничтожен российско-турецким конфликтом — и нет никаких признаков того, что Москва и Анкара смогут договориться в ближайшие годы. Северный поток-2 стал предметом оживленных дискуссий в Европейском Союзе. Итальянцы, традиционные защитники российских интересов, на этот раз заняли позицию защиты собственных. Премьер-министр Италии Маттео Ренци совершенно логично поинтересовался, почему Южный поток вызывал столько нареканий у Еврокомиссии, а вторая очередь Северного потока — не вызывает. И есть большие сомнения, что новый маршрут будет построен. А значит — украинская газотранспортная система останется главным маршрутом доставки сырья и одним из инструментов наполнения российского бюджета. И учитывая то, что мы начинаем все очевиднее обходиться без российского газа, нужно просто сказать одну простую вещь: это мы нужны России, а не она нам. Пройдет всего несколько месяцев — и это станет ясно не только наблюдателям в Киеве, не только менеджерам в Газпроме”и Нафтогазе, но даже Путину. И он начнет с нами договариваться, уверяю вас — тем более, если будет стремиться к ослаблению санкционного давления.
Тут нужно понимать систему приоритетов: Путин скорее отдаст Крым, чем обанкротит Газпром.
То, что Запад не собирается ослаблять давление на Россию, то, что падает цена на нефть, то, что проваливается в тартарары российская экономика, то, что оказываются несостоятельными проекты обхода Украины — а мы добиваемся энерегетической независимости — создает перед нами политические и экономические возможности, которыми мы не располагали не то что со времен Майдана — никогда с 1991 года. Мы на самом деле можем сейчас выиграть эту партию — и потому, что враг, как и в момент развала империи, ослаб — и потому, что мы усилились. Такого набора факторов даже в 1991 году не было.
Если только… если только мы не уничтожим себя сами. Путин ведь тоже не дурак, он все это понимает. И будет добиваться дестабилизации в нашей стране, будет стараться столкнуть между собой украинских политиков, будет убеждать украинское общество в том, что “все пропало”, никаких позитивных изменений не будет, дальше — мрак и хаос. Возможностей для этого у него — хоть отбавляй. Это и те, кто всегда был заинтересован в том, чтобы мы были “грязью Москвы”, и те, кто играет на проблемах страны ради собственных амбиций, — целая армия скрытых шовинистов и полезных идиотов, использующая на дезориентированность и разобщенность постмайданного общества.
И эта армия — пострашнее российской — просто потому что она в тылу и кажется своей в то время, когда она — чужая.
Она может помешать нам победить.