Турция может теперь использовать «газовое оружие» против России так, как Россия использует его против соседних стран. Присутствие украинского президента на церемонии открытия. Трансанатолийского газопровода — пока что событие достаточно символическое. Должно пройти еще несколько лет, прежде чем станет ясно, готова ли Европа к закупкам азербайджанского газа и в каком количестве. И, конечно же, не сразу определятся украинские возможности для закупки этого газа. Об этом пишет автор на сайте «Эспрессо».
Тем не менее, сама церемония открытия Трансанатолийского газопровода в День России — предупреждение Москве. И это предупреждение сделал даже не Петр Порошенко. Его сделал «заклятый друг» российского правителя, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который пригласил на церемонию не только президента Азербайджана Ильхама Алиева, но и президента Украины.
На практике это означает одно: дружба дружбой, а конкуренция конкуренцией. При этом Турция может теперь использовать «газовое оружие» против России так, как Россия использует его против соседних стран. И не только с точки зрения транзита, но и с точки зрения собственных закупок. Ведь Турция тоже закупает газ у «Газпрома» и собирается расширять закупки через «Турецкий поток». Но с появлением нового газопровода Турцию будет труднее шантажировать. А сама Турция попытается сделать так, чтобы было труднее шантажировать Украину.
«Газпрому» придётся из этого делать очевидные выводы. Понять, что Украина это не только страна, на которую нужно давить. Это страна, с которой нужно договариваться. В таком выводе Москву должно убедить и недавняя победа «Нафтогаза» над «Газпромом» в арбитраже, и вчерашняя церемония.
Конечно, рассчитывать на здравомыслие «Газпрома» и тем более на здравомыслие Кремля не приходится. Первое, что захочет сделать «Газпром» — так это торпедировать новый проект. Вначале — с помощью нового правительства популистов в Италии. Однако стабильным это правительство и его позиции назвать трудно. Затем — с помощью дестабилизации ситуации в Азербайджане, могут быть предприняты и такие попытки. Однако поставки газа — объективный интерес Баку. И даже если добиться появления в Украине более лояльного к Москве руководства, ему тоже придётся закупать газ и считать деньги.
Транскаспийский газопровод изменяет объективную экономическую реальность. И в этом его главный смысл. Объективную реальность нельзя изменить с помощью специальных операций и политической дестабилизации — разве что на недолгое время. «Газпром» — несмотря на все свои усилия — перестаёт быть монополистом и для европейцев, и для нас. А мы перестаём быть его заложниками. Российский газ из оружия превращается просто в сырьё.