За одним игорным столом с Путиным

Нина Хрущева, правнучка Никиты Хрущева, декан факультета «Международные отношения» университета New School в Нью-Йорке


На встрече с президентом США Дональдом Трампом в Хельсинки российский президент Владимир Путин доказал свое мастерство в переговорах, которое отточил еще в 80-х как советский спецслужбист в Восточной Германии. Трамп притих под бесстрастным, натренированным взглядом кегебиста. Перевод опубликован на сайте «Новое время».

После встречи Трамп заявил, что верит в ту уверенность, с которой Путин говорил, что у России не было причин вмешиваться в президентские выборы США-2016. Это заявление, которое противоречит данным разведки США, было быстро осуждено многими руководителями спецслужб США, демократами и даже некоторыми республиканцами. Пол Райан, спикер от Республиканской партии в Палате представителей, сказал, что Трамп «должен понять, что Россия нам не союзник». Другие пошли так далеко, что даже назвали поведение Трампа «предательством».

Трамп, как обычно, быстро попятился и заявил, что он неправильно применил «двойное отрицание». «Предложение должно было звучать так: «Я не вижу никаких причин, почему это должна быть не Россия», – уверял он. Но потом, в характерной для него манере, Трамп немного поправился: «Это также могут быть и другие люди. Есть много подозреваемых». Сейчас же Трамп говорит, что если Россия вмешается в выборы снова, то сделает это в поддержку демократов.

Все эти перескакивания восстановили веру в то, что у Путина есть что-то Трампа – и кажется, что такое предположение нравится российскому президенту. В Хельсинки Путин подтвердил, что хотел победы Трампа – с расчетом на то, чтобы создать впечатление, что он якобы соглашается с обвинениями в заговоре штаба Трампа с Кремлем. Учитывая те выгоды, которые Россия имеет из созданного Трампом хаоса, Путин решил подливать масло в огонь еще энергичнее.

Конечно же, в течение долгой и сложной истории отношений между США и Россией, каждая из стран вмешивались во внутренние дела друг друга. Во времена Холодной войны советы спонсировали Коммунистическую партию США.

Когда СССР развалился в 1991 году, американцы серьезно присоединились к переходному процессу, внеся свой вклад в эру хаотичного капитализма Бориса Ельцина. На самом деле отчасти именно те прозападные реформы, которые принесли больше вреда чем пользы, помогли Путину прийти к власти в 2000 году. Россияне хотели лидера, который бы не слишком сильно прислушивался к американским советам.

И сейчас это Путин, который вмешивался в американскую политику не только для того, чтобы повлиять на результаты выборов, но и на самого Трампа после них. Утверждая, что его попытки наладить отношения с Россией – это в национальных интересах США, сразу же после встречи в Хельсинки Трамп пригласил Путина в ближайшее время посетить Белый дом. И Путин ответил взаимностью – пригласил Трампа в Кремль.

Но энтузиазм Трампа (и желание дать отпор критикам) не говорит о настоящей прозрачность взаимовыгодного сотрудничества, как это было в 1959-м, когда Дуайт Эйзенхауэр пригласил Никиту Хрущева посетить США, или в 1986-м, когда Михаил Горбачев и Рональд Рейган встретились в Рейкьявике. Зато действия Трампа выглядят как раболепие и жажда позлить топ-политиков США. Для многих руководителей спецслужб США очевидное влияние Путина на Трампа составляет экзистенциальную угрозу для американской демократии – такую ​​же, как и СССР на пике Холодной войны.

Но усиление истерии в отношении России также представляет серьезную угрозу, поскольку нейтрализует внешнюю политику США так, что в результате Путин может получить глобальное влияние, к которому так стремится – и ради которого с удовольствием вступает в большие азартные игры. Он вошел в Грузию в 2008-м, аннексировал Крым в 2014-м, вмешался в Сирийскую гражданскую войну в поддержку своего союзника Башара Асада. Грязное вмешательство в американские выборы с тем, чтобы ослабить Хиллари Клинтон, жесткого критика Кремля, отлично вписывается в этот сценарий.

Примем это: Путин водит за нос Трампа и США. И учитывая то, что некоторые ставки российского президента имеют переменный успех, общий счет показывает, что в настоящее время Россия является серьезным игроком. Поэтому уверенный в том, что ему сойдет с рук практически все, Путин продолжает повышать ставки.

Тем не менее именно аномальное – и все более мерзкое – президентство Трампа представляет собой большую глобальную угрозу, не в последнюю очередь предоставляя Путину больше возможностей для участия в авантюрах, а также деградации всей американской власти. Торговая война Трампа, которая нацелена даже на ближайших союзников Америки, и является поводом, который может побудить все больше стран идти на сближение с Россией.

Германия – которую Трамп с серьезным лицом назвал «заложницей русских» – отреагировала на его действия, в том числе на позицию президента США в отношении газопровода Северный поток-2, который соединит Россию и Германию. Канцлер Ангела Меркель спокойно сказала, что «мы ведем независимую политику и можем принимать независимые решения». Так же и Китай, основная мишень торговой войны Трампа, сейчас соглашается с планом России принимать аналогичные меры на объявленное развертывание американских противоракетных систем в Японии и Южной Корее.

Говорят, что когда опытного советского политика Андрея Громыко спросили, почему Никиту Хрущева отстранили от власти, тот пошутил: «Хрущев был настолько безрассудным игроком, что мы рисковали остаться без Москвы». В конце концов, Громыко имел возможность почувствовать на себе импульсивный стиль игры Хрущева в 1962 году во время Кубинского ракетного кризиса, когда занимал должность министра иностранных дел (хотя эта ставка и окупилась, поскольку США обязались не совершать вторжения на Кубу).

Сегодня самой большой проблемой является безрассудный игрок, заседающий в Белом доме. Будучи неудачником еще поколение назад, когда он рисковал деньгами других людей в игорном бизнесе, сегодня Трамп ставит на кон куда более ценный актив. США очень сильно повезет, если на момент выхода Трампа из игры, у них останется хотя бы толика глобального доверия.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.