Так, друзья, сегодня будет интересный пост на давно задуманную мной тему — про безобразных уродцев, созданных советским автопромом. Что удивительно — даже фанаты совка, которые рассказывают сказки о бесплатных квартирах и самых натуральных в мире продуктах — обычно ни слова не пикают про советские машины — потому что даже для фанатов СССР очевидно, что они были настоящим хламом.
Советские машины часто ломались, страшно выглядели, обладали маленькими и неуютными салонами и в целом заставляли своих хозяев чувствовать себя униженными на любом этапе — от покупки автомобиля до поездок на нём, ремонта и так далее. Но даже среди совкового автохлама вроде «москвичей» или «жигулей» был целый класс уж совсем жутких транспортных средств — которые считались убожеством даже по нищим советским меркам.
«Ушастый» запорожец
Из всех легковых автомобилей, сделанных в СССР, «Запорожцы» считались наиболее убогими — и такое мнение сложилось по вполне объективным причинам. Во-первых, «Запорожцы» абсолютно всех моделей и модификаций обладали микроскопическими салонами — в которые еле-еле помещались четыре взрослых человека, причём если ваш рост был выше 180 см — вероятнее всего вы будете упираться в потолок головой.
Во-вторых — любой «Запорожец» обладал крайне примитивными схемами всех узлов и в целом был низкокачественным автомобилем — плохо заводился, глох, часто ломался, был неудобен для использования, а его расположенный сзади двигатель во время езды ревел просто невероятно — подъезжающий «Зэпор» было слышно за несколько кварталов.
Собственно, «ушастым Запорожцем» назвалось сразу две модели этого чуда — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — первый выпускался с 1966 по 1972 годы, а второй — с 1971 по 1994. Отличия у моделей были незначительные, а своё прозвище эти «Запорожцы» получили за боковые воздухозаборники для охлаждения расположенного сзади двигателя. Выглядели эти «Запорожцы» как-то страшно и одновременно комично даже в ряду совковых машин — и поэтому владение ими считалось чем-то постыдным даже в позднем СССР, а в девяностые годы владельцы «Запорожцев» быстро стали героями анекдотов.
Что интересно — в совке для продажи этого хлама даже сочиняли отдельные рекламные слоганы, вроде «со вкусом подобранная обивка салона создают все условия для труда водителя и комфортного отдыха пассажиров».
«Горбатый» запорожец
Ещё более убогим, чем «ушастый», была предыдущая версия запорожца, который получил в народе меткое прозвище «горбатый». ЗАЗ-965 относился к классу микролитражных автомобилей — имел двигатель объёмом 0,8 литра и мощностью в 30 лошадиных сил. Несмотря на микроскопические размеры, «горбатый» считался полноценным двухдверным седаном для четырёх человек — хотя глядя на эту миниатюрную машинку, )называемую в народе также «ведром») — достаточно сложно представить, как они туда помещались.
Надо сказать, что на Западе примерно в те же годы тоже выпускались малолитражные автомобили (например, французской фирмы Ситроен) — но в большинстве своём они обладали изяществом и продуманным функционалом, тогда как «горбатый» был настоящим убожеством с глохнущим и умирающим в жаркую погоду двигателем — при подъеме даже на невысокую горку «горбатый» просто глох и помимо воли хозяина начинал катиться в обратном направлении.
Кроме того, этот «Запорожец» был попросту небезопасным — из-за микроскопических размеров дверные петли пришлось навесить с другой стороны — из-за чего возникал эффект «парусности», и при случайном открытии дверей на трассе автомобиль мог просто перевернуться. Я уж молчу о том, какие последствия для пассажиров могло иметь столкновение такого микроскопического «ведра» с препятствием даже на небольшой скорости — жизненно необходимого пустого пространства внутри попросту не оставалось.
СМЗ С3Д, «Инвалидка»
Скажу сразу, что сама идея создать специальный транспорт для людей с ограниченными возможностями — прекрасна, но вот реализация этой прекрасной идеи в случае с СМЗ С3Д получилась по-совковому ужасной.
Что интересно — у СМЗ С3Д была предыдущая модель под названием СМЗ С3А, которая выглядела намного изящнее и напоминала небольшой автомобиль от «Ситроен» — она засветилась, например, в фильме «Операция Ы» в качестве транспорта Труса, Балбеса и Бывалого. Смотрите, как симпатично выглядела старая модель в сравнении с новой:
Ну а новая модель получилась невероятно страшной и убогой, она была не шагом вперёд, а шагом назад — и это проявлялось буквально во всём. Дефорсированный мотор мощностью всего в 12 лошадиных сил был крайне слаб для 500-килограммового автомобиля (без учёта массы водителя и пассажиров). Машина крайне неторопливо разгонялась всего до 55 км/час, часто ломалась и быстро ржавела — что создавало хозяину такого автомобиля множество проблем. Я уже молчу про дизайн — на смену красивому дизайну первого поколения пришло страшное убожество, больше всего напоминающее старый, ржавый и мятый мусорный бак.
Сложно сказать, почему «инвалидку» так ухудшили в сравнении с предыдущей моделью, думаю тут сказалась банальная советская проблема — не было денег.
ГАЗ-69 «Козёл»
В послевоенные годы в СССР, насмотревшись на удобные американские «Виллисы», поставленные в совок даром по Ленд-Лизу, решили создать свой «внедорожник» — но сделали это по-совковому убого. Что интересно — этому автомобилю хотели дать название «труженик» (и такое название даже было выгравировано на приборной панели первых экземпляров авто) — но в народе прижилось другое название — «козёл».
Если говорить о «козле» в двух словах — то его можно охарактеризовать как «дубовый и ненадёжный». «Дубовость» проявлялась во всём — аскетичный «военный» салон, примитивные узлы и схемы и так далее. Автомобиль часто ломался и требовал от своего хозяина знаний автомеханика, а также был весьма неустойчив на трассе. Комфорта от езды на «козле» не было никакой — на каждой кочке пассажиры подпрыгивали до потолка, плюс машина жрала очень много топлива.
Что интересно — «козёл» до сих пор остаётся достаточно популярным автомобилем в среде поклонников ретро-автомобилей, особенно из числа фанатов СССР. И если из западные коллеги реставрируют изящные и красивые американские и европейские авто 1950-х, то совковые реставраторы восхищаются угрюмым, мрачным и топорным дизайном «козла» — вот это автопром был, все американцы нас боялись!
ЗАЗ-1102 «Таврия»
В последние годы издыхащего СССР совковый автопром вдруг решил реанимировать имидж «Запорожца» и разродился моделью «Таврия» с (как писали совковые буклеты) «модным ступенчатым силуэтом корпуса». Сама история этой попытки кстати весьма смешна и по-совковому показательна — машину придумали ещё в семидесятые годы, сперев дизайн и идею с популярного «Ford Fiesta» — но вот запустить в производство сие чудо получилось только лишь в 1987 году. При этом, как сообщают газеты, «ставилась задача превзойти Форд Фиесту»! Догнать и перегнать, так сказать.
В итоге получился этакий дешевый вариант «ВАЗ девятка» — предела мечтаний кооператоров конца восьмидесятых, воспетый также в песне группы «Комбинация». Те, кто не мог себе позволить «девятку» — покупал «Таврию», стыдливо умалчивая о том, что это «тоже Запорожец».
«Таврия» была таким же убожеством, как и остальные совковые машины из списка — на машине было страшно разгоняться свыше 100 км/час, так как колёса начинали стучать, а двигатель ревел так, словно машина вот-вот пойдёт на взлёт к вершинам коммунизма. Ремни грм постоянно рвались, рвался тросик сцепления, электрика постоянно летела. Кроме того, автомобиль был жутко опасным — при лобовом столкновении даже на невысокой скорости крышка капота летела в салон и просто отрубала головы всем, кто в нём находился.
Но из всех автоуродцев советского автопрома чисто внешне «Таврия» была наименее страшной — просто её выпустили не в то время. Уже через четыре года после того, как первая «Таврия» сошла с конвейера — совок развалился и в образовавшиеся на его месте независимые страны хлынул поток недорогих западных автомобилей, заставивший забыть о совковом автохламе навсегда.
Такие дела.
А в комментариях напишите, что вы думаете обо всём этом советском автопроме. Сталкивались с ним? Доводилось ездить)?