Введенные против России санкции оказывают свое негативное влияние не только на экономику страны. Под угрозой оказалась значительная часть программы строительства военно-морского флота. В настоящее время на судостроительном заводе «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и заводе «Янтарь» (Калининград) под угрозой срыва находится строительство восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму свыше 3 млрд. долларов.
Причиной сложившегося положения стало отсутствие двигателей. Раньше их импортировали из Украины и Германии, но после введения санкций ситуация резко изменилась. Разработанная правительством РФ программа импортозамещения в данном случае не сработала. Дело в том, что найти новых поставщиков не удалось, а на разработку и запуск в производство новых двигателей понадобится несколько лет.
На создание производственной база для выпуска двигателей необходимо как минимум 150 млн. долларов. За минувший год практически ничего не было сделано в этом направлении. Надежды на то, что к 2017 году появятся новые производственные мощности, будут спроектированы двигатели, запущено производство и продукция поступит на судоверфи, достаточно слабые. В этой ситуации российские судостроители вынуждены отказываться от строительства кораблей последнего поколения.
В частности завод «Северная верфь» в феврале 2015 года заложила два корвета проекта 20380. Хотя ранее в планах было заложено строительство кораблей следующего поколения, проекта 20385. В планах российских судостроителей было спустить на воду 15 фрегатов двигатели для которых должно было поставить украинское госпредприятие газотурбостроения «Заря-Машпроект». Однако после запрета на поставок в Россию продукции военного назначения и этот российский проект оказался под угрозой срыва. В настоящее время судостроители даже приблизительно не могут назвать сроки завершения строительства кораблей.
В настоящее время целый ряд российских предприятий подключен к программе строительства новых двигателей для военных кораблей. Но это только на бумаге. В реальности никто из них еще даже не приступил к работе. Так петербургскому заводу «Звезда» поставлена задача создать производственные мощности по изготовлению редукторов для судовых энергетических установок.
В конце 2014 года «Звезда» получила аванс от государства на выполнение работ. Все что успел завод за это время сделать — это найти генподрядчика по реконструкции производственных мощностей. В лучшем случае, после всех согласований, эта работа начнется лишь к концу года. Так что ждать новых двигателей российским корабелам придется еще долго.
Александр Степанченко