Украинские потребности преобладают над американскими, однако Украина имеет средства для продвижения региональных решений в Восточной Европе, выгодных США.
Сейчас идет подготовка к американо-украинской встрече в сентябре. Поэтому целесообразно предложить повестку дня президентам Зеленскому и Трампу, когда они и их кабинеты встретятся. Чтобы саммит прошел успешно, повестка дня должна отражать баланс интересов и потребностей обеих сторон. Стоит признать, что украинские потребности преобладают над американскими, однако Украина имеет средства для продвижения региональных решений в Восточной Европе, что существенно способствует интересам, уже очерченным администрацией Трампа как риторически, так и фактически. Материале опубликован на сайте «НВ».
В ближайшем будущем Украине необходимо получить прямую военную помощь США в форме покупки оружия и прямых инвестиций, кроме давления и поощрения, направленных на комплексные реформы, и не в последнюю очередь в сфере энергетики и обороны. Высоко в киевском списке того, что надо сделать в Вашингтоне, стоит цель дать США возможность разблокировать 115 миллионов долларов, выделенных Конгрессом на иностранные военные продажи Украины. Административно-бюджетное управление в настоящее время блокирует эти продажи, и еще не предоставило никаких публичных доводов в обоснование своих действий. Зеленский и его министры должны убедить Трампа в срочном порядке пробить этот затор. С этим финансированием Украина может купить противотанковые ракеты Javelin, в которых она нуждается, так же как и контрбатарейную систему для противостояния Москве с ее хорошо известными возможностями ведения радиоэлектронной войны, особенно учитывая то, что сейчас российская столица примерно в три раза увеличила количество своих сил внутри и вокруг Украины, по данным украинских официальных источников.
И кроме этих военных систем, Украина должна получить из Вашингтона средства для развития своего флота от берега и дальше, чтобы противостоять многим морским угрозам, которые сейчас разворачивает Россия. Украине необходимо иметь средства противокорабельной защиты и новые суда, которые Вашингтон может продать или даже одолжить в обмен на аренду энергетических зон или баз в украинских территориальных водах (Автор ранее предлагал возродить программу ленд-лиза времен Второй мировой войны). Украинские моряки должны получить в собственность два катера, сейчас стоящие в гавани Балтимора, как только закончат тренироваться в их использовании. США стоит также задуматься над предоставлением Украине средств защиты от субмарин (ASW) против потенциальной угрозы со стороны России для украинских установок и целей. Наконец, надо приложить все усилия, чтобы вывести оборонительные формирования Украины на уровень НАТО и интегрировать их в деятельность Альянса, не связанную с членством, в то время как его силы увеличивают свое присутствие в Черном море.
Киев и Вашингтон могут найти даже куда больше выгоды для кооперации в том, что касается энергетики. Украине стоит улучшить иностранным и американским фирмам возможности для исследования нефти и газа в украинской зоне Черного моря. В то время как Украина уже производит 12 миллиардов кубических метров энергии ежегодно, на потребление идет 33 миллиарда. В то же время эксперты верят: надлежащее руководство могло бы сделать страну самодостаточной, а в конце концов даже чистым экспортером.
Развитие внутренних возможностей Украины и сети трубопроводов, объединяющих ее с Восточной Европой, полностью совпадает с интересами США и Европы по диверсификации поставок и противодействию использованию Москвой энергии в качестве оружия. Поэтому в обмен на вооруженные соглашения Киев мог бы предложить американским компаниям контракты для исследования новых зон и построение трубопроводов для новых углеводородных источников, расположенных вне контроля России. Вашингтону также следует побуждать региональные и такие субрегиональные организации как Инициатива трех морей (ИТМ) строить газопроводы, берущие начало с балтийского юга и сочетающиеся с уже существующими восточно-западными трубопроводами, которые связывали бы Украину с последующей сетью. Таким образом будущий американский экспорт газа мог бы поступать прямо в Украину, а экспортная украинская продукция — на европейские рынки.
Такое видение соответствует интересам США в расширении энергетического экспорта в Европу и украинским интересам в дальнейшей интеграции с субрегиональными или региональными европейскими безопасностными институтами. Подобный план также значительно уменьшает способность Москвы использовать газ как рычаг воздействия против Украины и остальных стран Центральной и Восточной Европы.
Кроме газа, Украине стоит использовать свои отличные связи с Турцией, чтобы предложить путь аннулирования безвыходных ситуаций, касающихся восточно-средиземноморского газа, который Турция успешно защищает от дальнейших исследований или транспортировки в Европу. Киев может выдвинуть предложение, что он построит трубопровод, который бы простирался от украинской столицы в Турцию, и через который газ мог бы поступать на новые греческие терминалы, а оттуда через всю Восточную Европу так же, как он будет двигаться по будущей сети, которую строит ИТМ при помощи США. Это могло бы вывести наружу новый большой источник, а также ослабить региональные трения в Восточном Средиземноморье.
Новый источник плюс американский экспорт имели бы мощный эффект на изоляцию Украины от российских энергетических игр, в то же время закрепляя в дальнейшем ее региональные связи с Центральной и Восточной Европой. Эти идеи выгодны как Киеву, так и Вашингтону, и способствуют двусторонней безопасности и интересам за счет России. На самом деле сейчас Москва стремится поддерживать неконструктивные тактики Анкары в Восточном Средиземноморье. И следуя этой или аналогичной повестке дня президенты Трамп и Зеленский могут не только помешать действиям Москвы в Европе, но и укрепить позиции стран в этой части мира.