Перед тем как перейти к описанию конструкции датчика АБС, расскажем, что собой представляет эта система. Коротко говоря, эта группа устройств не допускает блокировку колес во время экстренного торможения или остановки на скользкой поверхности (гололёд, дождь, мокрая листва). Контроль по блокировке колес происходит при помощи специальных датчиков, которые влияют на усилие тормозной системы, и не допускают блокировку колеса.
Конструкция датчика ABS и где его можно найти
Условно, все датчики АБС можно разделить на 2 типа: индуктивные и магниторезистивные на базе схемы Холла. Первые из них очень просты, и по своим измерениям не так точны, как магниторезистивные датчики ABS. Однако, индуктивные значительно дешевле, и просты в ремонте.
Индуктивные датчики АБС состоят из следующих элементов:
- Корпус (он же «сканер» ABS).
- Магнит.
- Медная катушка.
- Металлический сердечник.
- Импульсный ротор, который установлен на ступице.
- Зазор.
- Провод к модулю АБС.
- Форма импульса.
Второй тип работает за счет изменения магнитного поля – при вращении колеса оно становится переменным. Впоследствии, образуется переменный ток, который поступает на блок управления ABS.
Магниторезистивные «сканеры» АБС, устроены «тоньше», и требуют питание от бортовой системы ТС. Они состоят из 3-х составляющих:
- Корпус.
- Импульсный диск.
- Чувствительный элемент.
Диск устанавливается на ступицу колеса. К нему прилегает чувствительный элемент, который благодаря своей конструкции может считывать магнитное поле от импульсного диска (с какой скоростью крутится колесо, в каком направлении, отклонения и прочее). Далее, датчик ABS отправляет в блок управления определенный импульс.
Можно подвести итог: что независимо от того, какой тип датчика АБС установлен на автомобиле, он всегда будет находиться возле ступицы колеса. Более того, по своей конструкции могут быть как торцевыми, так и угловыми, независимо от того, какой они марки (A.B.S., ATE, Bosch, FEBI, SAF, BEHR HELLA и другие).
Возможные неисправности и причины поломки датчика ABS.
На практике поломки данного элемента ABS редкость. Как правило, сам датчик качественно изолирован от внешней среды, и испытывает минимальное влияние от дорожных условий (неровности дороги, «стряски», дорожная пыль, вода и прочее). Однако, как и любой другой механизм, они время от времени выходят из строя.
Как начинаются проблемы с АБС
Еще до того, как на приборной панели загорится лампочка «ABS», неисправность датчика будет сказываться во время торможения. В частности, будут такие «симптомы»:
- Во время нажатия на педаль тормоза, будут ощущаться «толчки», а тормозной путь значительно длиннее.
- Общий тест системы автомобиля обнаруживает ошибки, после система АБС отключается.
- На протяжении проверки работы системы торможения обнаруживаются ошибки, но сама АБС продолжает работать.
Однако, проблема с элементом ABS, может быть вызвана не только состоянием самого устройства, а и по причине внутренней ошибки бортовой системы, либо других механизмов.
Почему датчики системы АБС не работают?
Всего причин по которым с датчиком ABS могут возникнуть проблемы не так уж и много. В частности, наиболее типичными считают следующие:
- Неисправности с проводкой к датчику АБС.
- Окисление контактов.
- Выход из строя импульсных роторов или дисков (люфт ступицы, поломка подшипника ступицы, разность в протекторе шин и давления в них).
- Грязь, налипающая в самом устройстве.
Более того, во время ремонта, может быть банальная ошибка – несоответствие типа датчика заводской системе торможения. Проще говоря, пытаясь сэкономить вместо прямого датчика может быть установлен угловой. По этой причине, система будет «выдавать» ошибку, либо срок службы устройства будет коротким.
Профилактические меры
В качестве основной меры контроля состояния датчиков, можно посоветовать регулярное ТО автомобиля, которое бы включало в себя и тестирование тормозов. В частности, если есть сомнения относительно работоспособности датчиков, можно выполнить такие процедуры:
- Стоит отключить датчик, проверить на «чистоту». При наличии загрязнений от пыли или грязи очистить.
- Проверить мультиметром напряжение – должно равняться «0)».
- Осмотреть проводку возле датчика ABS(потертости, перегибы и прочее).
- Целостность ротора или импульсного диска.
В остальном, если указанные «места» целые, то стоит провести диагностику системы бортового компьютера, либо проверить электросеть авто на наличие повреждений (лучше всего начать с предохранителей).
В ситуации, когда датчик ABS вышел из строя, его можно купить и заказать замену в магазине Автоленд.