В 2013 году рынок электронной коммерции в Украине вырос более чем на 40% и достиг $1,6 млрд. Такой рост эксперты объясняют прежде всего переходом от оффлайн к онлайн-торговле или мультиканальной (когда у ритейлера есть и онлайн-площадка, и точки розничной продажи). Об этом пишет ITexpert.
Подтверждение тому – три крупных игрока оффлайн-рынка в рейтинге: «Алло» (№2), «Фокстрот» (№4) и Comfy (№10). На финансовых результатах компаний отразились и возросшие интернет-продажи в регионах.
В общем объеме розничных продаж электронная коммерция занимает всего 2%. Лидирующими по-прежнему остаются сегменты «электроника и бытовая техника» и «одежда». Но если продажи электроники в среднем выросли на 20–30%, то одежды – на 50–100%. Яркий пример – Helen Marlen Group, которая пока находится за пределами нынешнего рейтинга. За год онлайн-магазин ритейлера премиум-класса увеличил выручку почти в два раза – до $1,8 млн.
В целом вся десятка крупнейших игроков Уанета в прошлом году заработала более $840 млн в онлайне. Бесспорным лидером остается «Розетка», которой пока никто не может составить достойную конкуренцию. При этом, как подчеркивает управляющий партнер фонда AVentures Capital Евгений Сысоев, «Розетка» трансформируется в полномасштабную торговую площадку: продает не только электронику, но и железнодорожные и авиабилеты, садовую мебель и даже ювелирные украшения.
В текущем году тенденции далеко не столь обнадеживающие. По мнению экспертов, объем рынка электронной коммерции может вернуться к показателям 2012 года. С февраля она испытывает на себе последствия политического и экономического кризиса: девальвации гривны, «потери» Крыма и части восточных территорий страны, снижения покупательной способности и, как следствие, отложенного потребительского спроса.
В этом году Forbes анализировал два крупнейших сегмента украинской электронной торговли – «электроника и бытовая техника» и «одежда». При оценке выручки компаний принималbcm во внимание объемы сегментов, доли участников, рекламные бюджеты, посещаемость сайтов, среднюю конверсию (отношение числа покупателей к числу посетителей) и средний чек. Также были использованы данные Gemius, Google, Bigmir, i.ua, Всеукраинской рекламной коалиции, Alexa Inc.
Основой для рейтинга стало исследование рынка e-commerce Украины, проведенное Украинской ассоциацией директ маркетинга (УАДМ). Сервисные площадки в этом году не представлены. Приводим в сокращенном виде рейтинг издания.
«Розетка»
Год основания: 2004
Выручка: $350 млн
Факт: 30% заказов на сайте приходится на магазины-партнеры
Основатель: Владислав Чечеткин
«Алло»
Год основания: 1998
Выручка: $100 млн
Факт: 135 точек выдачи онлайн-заказов
Основатель: Дмитрий Деревицкий
Mobilluck.com.ua
Год основания: 2004
Выручка: $80 млн
Факт: не установлен
Основатель: н/д
«Фокстрот» (foxtrot.com.ua)
Год основания: 1994
Выручка: $70 млн
Факт: за год доля онлайн-подразделения в продажах компании выросла на 13 п. п.
Основатели: Валерий Маковецкий, Геннадий Выходцев
Fotomag.com.ua
Год основания: 2004
Выручка: $57млн
Факт: появился новый владелец
Основатель: Александр Лозицкий
Fotos.ua
Год основания: 2003
Выручка: $45 млн
Факт: оборот компании упал на 10%
Основатели: Дмитрий Покотило, Сергей Костюков
Deshevshe.net.ua
Год основания: 2004
Выручка: $40 млн
Факт: более 70% клиентов – постоянные покупатели
Основатели: Павел и Евгений Дудари
ModnaKasta
Год основания: 2010
Выручка: $39 млн
Факт: 100 000 отправленных посылок в месяц
Основатель: Андрей Логвин, Allegro Group
Le Boutique
Дата основания: 2010
Выручка: $35 млн
Факт: в среднем за год клиент совершает восемь покупок
Основатели: Андрей Дрогобыцкий, Роман Онищенко
Comfy
Год основания: 2005
Выручка: $28 млн
Факт: первый онлайн-заказ был сделан из Киева на фен Rowenta
Основатель: Станислав Ронис