Новые тарифы и субсидии, которые уже разрекламированы правительством, оказывается имеют множество недостатков и недочетов. Они не приведут к заметному увеличению платежей населения, но могут спровоцировать массовую коррупцию на бытовом уровне, дополнительный уход доходов в «тень» и расточительность. Об этом в статье ZN.ua пишет доктор физико-математических наук, заведующий отделением Института геофизики НАН Украины Яков Хазан.
Автор статьи напомнил о публичных выступлениях министра соцполитики Розенко и главы «Нафтогаза» Коболева. Как они объяснили, есть некая ключевая цифра, например, 15% (А.Коболев). Если коммунальные платежи суммарно превышают 15% чистого дохода домохозяйства (дохода за вычетом налогов), то все превышение покрывается субсидией.
Далее эксперт подчеркнул, что правительство на данный момент еще не установило, что именно изначально понимается под «домохозяйством», а это вызовет шквал уточняющих вопросов у населения.
«Например, два человека, зарегистрированные в одном месте, но живущие в разных, — это домохозяйство? А два человека, живущие вместе, но зарегистрированные в разных местах?», — задается вопросом автор.
Яков Хазан также привел статистику прошлых годов, согласно которой в 2011–2013 гг. и начале 2014-го на оплату коммунальных услуг приходилось примерно 9–12% расходов.
«Это означает, что при повышении тарифов, скажем, в полтора раза суммы в платежках составят уже 13,5–18% расходов домохозяйств, то есть для многих семей превысят 15% их расходов. Более того, состоявшееся в конце 2014 г. повышение тарифов увеличило суммы в платежках за тепло, воду и газ и, наверное, уже исчерпало тот небольшой запас, который еще был год назад», — отметил он.
Автор также проводит параллели со средней зарплатой. Так, по данным того же Госстата, опубликовавшего среднюю зарплату граждан Украины в январе уже текущего, 2015 г., она составила 3455 грн. Даже если в семье есть двое работающих с такой зарплатой, то 15% от их суммарной чистой зарплаты 5873 грн (6910 грн минус подоходный налог 15%) составляют 881 грн. Начиная со второй половины прошлого года такие расходы на коммуналку для двух-трехкомнатной квартиры — это рядовое дело.
«То есть такая не бедная, по нашим меркам, семья тоже имеет право претендовать на субсидию. Это означает, что уже анонсированное первоапрельское повышение тарифов практически бессмысленно, а тем более все последующие», — проанализировал эксперт.
Еще одним недостатком новых субсидий автор назвал то, что они никак не стимулируют энергосбережение. Напротив, человек, который точно знает, что, независимо от потребления, платит одну и ту же сумму — 15% от доходов, никак не будет склонен экономить.
«У него не будет стимула выключать свет, выходя из комнаты, принимать короткий душ, оклеивать на зиму окна и своевременно ремонтировать протекающий бачок», — отметил эксперт.
Также автор подозревает, что посредством нового бюрократического механизма государственные субсидии по факту будут идти «Нафтогазу», «Киевэнерго» и прочим «энерго», а, следовательно, — владельцам этих монополистов, что может породить новую коррупцию. Автор считает, что каждое заявление на субсидию от людей — это повод «вынуть» деньги из бюджета и направить их «по адресу».
«Я бы ввел безо всяких субсидий двухступенчатые тарифы. Первая ступенька — низкий социальный тариф, а вторая — сразу высокий, экономически обоснованный. Не уверен, что такой двухступенчатый тариф — это наилучший вариант, но он определенно работоспособен, лишен какой бы то ни было коррупционной составляющей, не требует никакого специального администрирования, помимо обработки обычных платежек, и стимулирует энергосбережение», — в ответ на критику предлагает эксперт.