Эксперт: Я очень удивлюсь, если мост в Крым построят в 2018 году

giga.ua

Известный немецкий инженер-мостостроитель профессор Хольгер Свенссон рассказал DW о международном опыте прокладки многокилометровых транспортных магистралей над водными пространствами.

DW: Профессор Свенссон, судя по сообщениям российских СМИ, длина моста в Крым составит 19 километров. Насколько необычной является для современных инженеров задача построить мост подобных размеров?

Хольгер Свенссон: Ничего необычного тут нет. Мне сразу же приходят на ум многочисленные примеры. Скажем, мост через озеро Пончартрейн в США длиною в 38 километров, мост «Васко да Гама» в Потругалии длиною в 17 километров, или 13-километровый Пенангский мост в Малайзии, к которому приложил руку и я. Ну и, конечно же, целый ряд мостов в Китае.

— А насколько распространено совмещение автомобильного и железнодорожного мостов?

— В этом тоже нет ничего необычного. Возьмите хотя бы датский мост через пролив Большой Бельт или мост между Данией и Швецией через пролив Эресунн.

— Сколько времени уходит в среднем на сооружение таких мостов?

— Я исхожу из того, что для проектирования нужны как минимум два года и еще не менее трех лет — для строительства. Так что в целом на сооружение большого моста следует положить около пяти лет, но могут потребоваться и шесть, и семь. Хотя, естественно, бывают исключения. При восстановлении моста Саншайн-Скайуэй в США, частично разрушенного при столкновении с судном, при проектировании уложились в год, а при строительстве — в три. Но это был сверхсрочный проект.

— Российские СМИ сообщают, что по мосту через Керченский пролив первые автомобили и железнодорожные составы должны пройти в декабре 2018 года. Это реалистично?

— Скажем так: меня бы такая скорость удивила. Мне неизвестно, в какой стадии находится сейчас сам проект. Предположим, он будет окончательно готов в конце 2015 или в начале 2016 года. Тогда на строительство останется примерно два с половиной года. Я не утверждаю, что это невозможно, особенно если российское государство этого захочет и за ценой не постоит… Но сроки очень амбициозные.

— Вы заговорили о цене. Во сколько обычно обходится сооружение подобных мостов?

— Давайте посчитаем. Судя по тому, что я знаю о мосте в Крым, там будет приблизительно 1 миллион квадратных метров. Если предположить, что каждый квадратный метр обойдется в 3 тысячи евро, то мы получим общую стоимость в 3 миллиарда евро. Думаю, более реалистичная цена квадратного метра — 5 тысяч. В таком случае мы выходим на 5 миллиардов.

А теперь давайте возьмем конкретный пример. Мне довелось участвовать в проектировании моста с немецкого острова Фемарн через пролив Фемарн-Бельт в Данию. Длина этого моста тоже составляет ровно 19 километров, и он тоже, как и в Крыму, рассчитан на четыре полосы автодороги и, на другом ярусе, на два железнодорожных пути.

Так вот, стоимость Фемарнбельтского моста оценили в 5,5 миллиарда евро. В одной из публикаций я видел, что на мост в Крыму выделяют, в пересчете с рублей, приблизительно 4,2 миллиарда евро. Такая сумма представляется мне вполне реалистичной.

 

— Сможет ли Россия при строительстве Керченского моста при необходимости обойтись без иностранных специалистов и импортных материалов?

— У меня имеется опыт сотрудничества с крупной российской компанией «Гипростроймост». Меня привлекали к проектам двух вантовых мостов во Владивостоке — внутригородского (Золотой мост через бухту Золотой Рог. — Ред.) и Русского моста на остров Русский. Моя роль сводилась лишь к консультированию — все расчеты и проекты делали российские коллеги.

Но вот ванты в России вроде бы не выпускают. А я исхожу из того, что частью 19-километрового моста в Крым в том месте, где под ним будут проходить крупные суда, станет именно вантовая конструкция. Так вот, эти стальные тросы, которые поддерживают дорожное полотно, возможно, придется заказывать у специализированной зарубежной фирмы. Такие фирмы есть, скажем, в Германии, Швейцарии, Японии, но они имеются и в Китае.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.