В конце января 2000 года Уильям Сэфайр написал статью в New York Times под заголовком «Грядет путинизм». Владимир Путин исполнял обязанности президента Российской Федерации всего месяц, однако Сэфайр сумел разглядеть, что новый кремлевский лидер создает собственный культ личности, «скрывает правду» и полон решимости «возродить власть России».
На протяжении остававшихся ему девяти лет жизни Сэфайр часто возвращался к этой теме. Он расширил определение путинизма, когда субъект этого понятия начал подавлять инакомыслие, закручивать гайки средствам массовой информации, изгонять из страны и бросать за решетку тех, кто выступал против него, обхаживать Китай как противовес Соединенным Штатам, и делать все возможное, чтобы запереть страны «ближнего зарубежья», то есть, бывшие советские республики, в сфере российского влияния.
Украина, ставшая колыбелью русской цивилизации, а также хлебной корзиной и крупным промышленным центром СССР, всегда вызывала у России нервную обеспокоенность в связи с представлениями о посягательстве Запада на постсоветское пространство. Русские часто говорят, что чувствуют потерю Украины как иллюзорную боль в ампутированной конечности. И все равно возникло настоящее потрясение, когда Путин, возмущенный тем, что проевропейские протестующие свергли в Киеве коррумпированный и репрессивный промосковский режим, аннексировал Крым и начал разжигать сепаратистское восстание в восточных и южных областях Украины.
Агрессивность Путина можно понять только на фоне того, что является определяющей темой его президентства: стремления повернуть время вспять.
Он на протяжении нескольких лет дезавуировал преобразовательную политику своих непосредственных предшественников и восстанавливал главные символы советской системы в пределах Российской Федерации. Но наряду с этим появились признаки того, что при наличии возможностей Путин постарается расширить свою программу действий и укрепить свою власть, вынеся ее за пределы российских границ. Именно такое наследие он надеялся оставить после себя. В 2005 году он произнес свои знаменитые слова о том, что распад Советского Союза стал «величайшей геополитической катастрофой века». Спустя три года Россия вторглась в Грузию и предоставила «независимость» двум ее самопровозглашенным этническим территориям — Абхазии и Южной Осетии. Но лишь в этом году Россия начала территориальную экспансию с применением военной силы, захватив Крым и объявив его своим. Одновременно Путин объявил о праве России «защищать соотечественников и сограждан», то есть, русскоязычные меньшинства, в любой точке ближнего зарубежья — от Эстонии в Прибалтике до Казахстана в Центральной Азии.
В этом заключается самое пагубное проявление путинизма: он нарушает нормы международного права, отменяет прежние российские обязательства по соблюдению суверенитета и территориальной целостности соседей, порождает риск выхода из-под контроля и разжигания обширного конфликта, а также создает прецедент для других ведущих держав, которые при необходимости могут применить собственную версию доктрины Путина (подумайте, например, о Китае и о его ссорах с Вьетнамом, Филиппинами и Японией из-за территорий и притязаний на морские участки).
Хотя Путин заработал суффикс —изм, который Сэфайр прикрепил к его фамилии 14 с лишним лет назад, то явление, которое он олицетворяет — его содержание, мотивы и логическое обоснование — возникли еще до появления самого Путина на политической сцене. Многие исследователи новейшей российской истории, имевшие дело с Путиным, включая меня, ретроспективно относят истоки его политики к периоду более чем четвертьвековой давности, когда шла битва между советскими реформаторами и их реакционными и реваншистскими противниками.
Призрак путинизма, который навис над Россией почти 15 лет назад и был замечен Сэфайром, сейчас нашел свое материальное воплощение в такой степени, что пошли разговоры о «путинской эпохе». Эта фраза — намек на то, что он будет с нами и с нашим потомством еще очень и очень долго.
Но есть две причины усомниться в этом прогнозе.
Во-первых, что нового в путинизме? Вместо советской идеологии интернационализма Путин утверждает ультранационалистический тезис о том, что российская государственность должна основываться на этнической принадлежности. Путин использовал его на Украине для расширения российских территорий. Но его марка этнической геополитики, очень сильно отдающая запахами 19-го и первой половины 20-го века, это обоюдоострый меч. Такая геополитика может привести к потере российских территорий, поскольку значительная часть страны населена нерусскими этническими группами, которые вряд ли обрадуются и потерпят русского шовиниста в Кремле с крестом на шее, который виден, когда он выставляет напоказ свою голую грудь. Иными словами, Путин может невзначай приблизить то время, когда Кавказ и Центральная Азия станут уязвимы для джихадистов, которые уже сегодня планируют создать халифат на части территории Российской Федерации.
Вторая причина для сомнений в стойкости путинизма заключается в том, что в нем есть старого. Путинизм как система государственного управления по существу есть копия того режима, который не сумел модернизировать советскую экономику, нормализовать советское общество и в конечном счете не смог спасти советское государство от исчезновения. Кроме того, путинская концепция российской безопасности, как и концепции всех советских руководителей от Сталина до Черненко, обладает одной порочной чертой, обрекающей ее на провал: Россия не будет находиться в абсолютной безопасности до тех пор, пока все ее соседи не почувствуют себя абсолютно незащищенными и уязвимыми. В результате в мнимую путинскую эпоху Россия опять стала нервозным государством, которое само себе наживает врагов. Из-за такой антагонистической стратегии СССР не признавали в мировом сообществе в качестве надежной и конструктивной мировой державы.
В спорах о долговечности построенной Путиным системы следует учитывать судьбу того строя, который он по сути дела вернул к жизни. Речь идет о советской системе, а вместе с ней и о советском государстве, которое просуществовало всего 70 лет — столько, сколько живет простой смертный. Более того, эту систему и это государство уничтожили не иностранные враги типа тех, за кем подполковник Путин охотился в Дрездене 30 лет назад, или тех, кто подобно призраку преследует его в Кремле. Скорее, система выдохлась и скончалась в силу своих собственных патологий. Она не могла выжить в современном мире.
Сэфайр провел эту связь в своей написанной в январе 2000 года статье: «Парадокс заключается в том, что путинская эпоха означает неконкурентоспособную, слабую в экономическом плане Россию». Он предсказал, что результатом станет не «возрождение российской мощи, а угрюмая стагнация, которую назовут путинизмом». Иными словами, поскольку путинизм является сознательной попыткой вернуться к пережитым неудачам прошлого и взять их в качестве образца для будущего, он обречен.
Тем не менее, благодушие и самоуспокоенность со стороны Запада непростительны. При нынешнем руководстве Россия представляет прямую и непосредственную угрозу своим соседям, являясь деструктивной и сеющей рознь силой в европейской эволюции, а также потенциальной угрозой миру во всем мире. Она также мешает мировому сообществу справляться с другими угрозами, такими как климатические изменения и распространение ядерного оружия.
Но формируя новую стратегию в отношении Кремля в предстоящие месяцы и годы, мы также должны помнить, что Россия сегодня это не Советский Союз. Она не застряла в середине 20-го века, не говоря уже о веке 19-м. Она отнюдь не монолитна и не изолирована, как в старые недобрые времена. Ее народ глубоко прочувствовал, что это такое — жить в нормальной современной стране. Россия больше и прочнее, чем путинизм; она переживет систему Путина, как пережила советскую систему, которую он пытается возродить.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.