Фактор «Дейтона» для Украины

В ожидании прихода к власти нового состава высшего руководства США после победы на президентских выборах Д. Байдена, руководству Украины следует предельно отчетливо понять новый курс представителей силового и внешнеполитического направлений администрации выбранного президента США. И главное, четко определить возможные направления украино-американского взаимодействия и сотрудничества, по крайней мере что бы, как говорят «попасть в струю»…

Вступающий на должность президента США в январе 2021 года Д. Байден уже провозгласил курс на восстановление внешнеполитических позиций и влияния США в своих отношениях с союзниками и партнерами. Он уже лично представил своих кандидатов на ключевые должности в сфере национальной безопасности. Собственно, планируется, что государственным секретарем будет назначен Э. Блинкен, директором Национальной разведки – А. Хейнс, послом США в ООН – Л. Томас-Гринфилд советником по национальной безопасности – Д. Салливан. Бывший госсекретарь Дж. Керри будет курировать усилия по борьбе с изменением климата и войдет в состав Совета по национальной безопасности США.

Соответственно, приоритетами внешнеполитической деятельности США должны стать задачи обеспечения американского лидерства, решения глобальных проблем, в том числе пандемий, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, кибернетических угроз и изменения климата. Таким образом, очевидно, что новое руководство США отказывается от популистской и изоляционистской политики предыдущей администрации. А вопросы обеспечения национальной безопасности в тесной координации с союзниками и партнерами получат значительную поддержку.

В этом контексте следует обратить внимание на назначение нового посла США в Украине К.Дейтона, который будет ключевой фигурой для развития двухсторонних украино-американских отношений. Хотя кандидатура нового посла США была выбрана еще до ухода с должности Д.Трампа, он полностью отвечает новым подходам в американской внешней политике.

Так, бывший высокопоставленный офицер Пентагона генерал-лейтенант в отставке К.Дейтон известен как профессионал стратегического уровня, который прекрасно разбирается не только в военной политике и дипломатии, но и имеет за плечами опыт руководства «Европейским центром исследований проблем безопасности Дж.Маршалла». Как известно, центр во многом формирует взгляды официального Вашингтона и союзников по НАТО на способы и методы решения вопросов региональной и глобальной безопасности. Более того, К. Дейтон прекрасно разбирается в вопросах реформы военного сектора безопасности Украины, так как с 2018 года и до своего назначения был стратегическим советником Министерства обороны Украины.

Но и по прибытию в Украину, Дейтону будет о чем с нами поговорить. Ведь, правительство Украины уже давно задекларировало свои приоритеты в секторе безопасности страны, которые предусматривает активизацию реформы сектора безопасности и обороны, расширение участия Украины в боевой подготовке и других мероприятиях НАТО. Ведь, по словам вице-премьер-министра Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции О.Стефанишиной, сейчас формируется новая Стратегия «НАТО-2030» и Украина стремится получить свой План действий по членству в НАТО в ходе саммита альянса в июле 2021 года. В своих действиях Украина опирается на уже полученный статус партнера НАТО с расширенными возможностями, который позволяет эффективнее противодействовать гибридным угрозам РФ, в том числе в Черноморском регионе.

Так же, стоит отметить, что 14 сентября этого года введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины про утверждение Стратегии национальной безопасности Украины. На ее основе уже готовится новая Стратегия военной безопасности Украины и новая редакция Стратегического оборонного бюллетеня Украины, которые предусматривают углубление сотрудничества с НАТО.

Тогда как, в ноябре этого года министр оборони Украины А. Таран, заявил про готовность военного ведомства реализовать уже до конца 2022 года второй этап оборонной реформы. Конечно, в соответствии с передовым опытом и помощью НАТО для перевода управленческих процессов и основ функционирования ВС Украины на новую доктринальную основу. Среди прочего: развитие системы территориальной обороны, создание обученных резервов, создание новой системы управления персоналом, современное с странами НАТО военное образование, и т.д.

Понятно, что реализация этих планов имеет решающее значение не только для военной безопасности Украины, но и ее будущего как независимой и развитой демократической страны. И роль США в этих преобразованиях имеет огромное значение, ведь от Вашингтона зависит противодействие Киева — Москве.
Кроме того, в контексте реформирования военного сектора Украины, для того, чтобы получить поддержку посла США К. Дейтона и, соответственно, новой администрации США, необходимо буквально говорить с ними на общем языке. Языке: ценностей, подходов и методов реформы военного ведомства и других силовых структур Украины. И уже не у кого нет сомнения в том, что постсоветские методы имитации реформ, как это уже не раз бывало, в этот раз не сработают.

Евроатлантическая поддержка Украины важна и для реализации реальных планов прекращения военного конфликта на Востоке Украины и рассмотрения проблемы российской оккупации Крыма на международной арене. С этой целью возможна трансформация, с помощью США, недействующих, навязанных Кремлем, так называемых Минских договоренностей и малоэффективного Нормандского формата в расширенный формат безопасности на основе гарантий Будапештского меморандума, с обязательным участием ключевых партнеров Украины – США и Великобритании.

Стоит отметить, что для Украины есть исторический пример реализации миротворческого плана на территории конфликта в Европе с участием США, Великобритании и других стран. Это, так называемые, «Дейтонские соглашения» (The General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina), согласованные 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) и подписанные 14 декабря 1995 года в Париже.

Как известно, соглашения способствовали прекращению войны в Республике Босния и Герцеговина (БиГ). Также на территорию БиГ ввели 60-тысячный миротворческий контингент войск IFOR на основе сил НАТО и других стран, в том числе Украины. Соглашение также позволило осудить высокопоставленных военных преступников Международным трибуналом по бывшей Югославии.

И пример Югославии в в контексте назначения нового посла США в Украине не случаен. Ведь, в «Дейтонских соглашениях» для Украины важен именно ключевой принцип непосредственного участия США, Великобритании и других стран НАТО в разрешении военного конфликта. Но, при этом следует учесть, что уровень конфликта Украины с Москвой даже серьезнее, чем региональный югославский конфликт. В отличие от реально межнационального и конфессионального конфликта в БиГ с закулисным участием Белграда, в Украине реализован гибридный агрессивный план Москвы по непосредственной оккупации Россией Крыма и Донбасса. Поэтому, большинство местных жителей оккупированных территорий Украины, по сути, являются не участниками, а заложниками Кремля. Ведь всем очевидно, что так называемые «ЛНР/ДНР» не просуществовали бы и дня, без военного потенциала РФ. Единственным решением проблемы может быть только выведение российских войск со всех оккупированных территорий и восстановление там суверенитета Украины при активном участии США и других стран НАТО.

Но какими бы фантастическими не казались такие мысли, они вполне реализуемы при желании их реализовать всеми заинтересованными сторонами. И то что, США начнет делать более активные шаги в контексте решения проблемы Донбасса – не остается сомнений после заявленных назначений в новой администрации США.

Например, главой дипломатии США будет Э.Блинкен, который хорошо знает украинские реалии и является сторонником Украины в ее противостоянии с Россией. В 2015 году он вел переговоры в Украине по тематике обеспечения безопасности Украины, помощи МВФ и создании антикоррупционной системы. Э.Блинкен неоднократно критиковал Россию за оккупацию Крыма и Донбасса, призывал укрепить оборону Украины. Ожидается, что он продолжит этот внешнеполитический курс на высшем уровне государственной политики США, при этом особое внимание будет уделяться вопросам борьбы с коррупцией в Украине. И таких как Блинкен – в новой администрации будет предостаточно.

Очевидно, что в ближайшее время мы станем свидетелями нового этапа украинского внешнеполитического курса США. Насколько он будет отвечать интересам обороноспособности Украины, зависит не только от Вашингтона, но и от компетентности и активности представителей официального Киева. По крайней мере, у них появились все шансы себя проявить…

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.