Россия формирует «теневой флот» для обхода ограничений на продажу нефти, которые западные страны ввели в ответ на вторжение в Украину. Об этом сообщает Financial Times.
Аналитики FT пишут, что после начала действия санкций Россия потребует больше танкеров, поскольку продолжительность каждого рейса возрастет. Это связано с тем, что нефть, которую раньше продавали в Европе, будут отправлять новым покупателям в Азию. Трейдеры утверждают, что «теневой флот» снизит влияние санкций, но не устранит его.
По оценкам судоходного брокера Braemar, Россия, в значительной степени зависящая от иностранных танкеров для перевозки нефти, сформировала флот из более чем 100 устаревших судов. Энергетическая консалтинговая компания Rystad утверждает, что в 2022 году РФ добавила в цепочку нефтеперевозок 103 танкера. Это сделали за счет закупок и перераспределения судов, обслуживающих Иран и Венесуэлу, на которые распространяется западное нефтяное эмбарго.
Анонимную покупку танкеров можно отследить за значительным увеличением неназванных или новых покупателей, появляющихся в реестрах. По словам руководителя отдела исследований танкеров в Braemar, обычно таким судам 12–15 лет, вероятно, их спишут в ближайшие несколько лет.
За этот год операторы, связанные с РФ, приобрели до 29 супертанкеров, известных как VLCC (Very Large Crude Carrier). Это крупные танкеры для перевозки сырой нефти, каждый из которых способен перевозить более 2 млрд баррелей. Предполагается, что Россия также добавила к своему флоту 31 танкер размера Suezmax – может перевозить примерно миллион баррелей, и 49 танкеров Aframax – примерно 700 тысяч баррелей каждый.
По мнению аналитиков, России все равно не хватает танкеров и в первые месяцы 2023 года она может испытать осложнения с сохранением уровня экспорта, что приведет к росту цен. Аналитик Rystad заявил, что РФ необходимо более 240 танкеров, чтобы сохранить текущие объемы экспорта.
- ЕС согласовал потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель.