Трудно сказать, почему именно сто дней стало той цифрой, которая позволяет судить об уровне, стратегии и потенциале руководителя государства. Возможно, потому, что в сто дней уложился путь Наполеона от побега с острова Эльба до Ватерлоо. Но это уже был закат обреченного на поражение императора, который при жизни обрел славу великого. А почему о ста днях говорят в начале, все равно остается загадкой. Но бывают случаи, когда после ста дней кое-что уже можно сказать с большей или меньшей степенью определенности. Например, в случае с Януковичем уже была понятна парабола его дальнейшего пути, в конце которого пресс-конференция в Ростове казалась еще лучшим для него вариантом. Откуда проистекала такая уверенность в предсказаниях? Если говорить кратко, то ее истоки коренились в том, что Янукович очень плохие вещи делал очень хорошо. Не отягченный интеллектом, он шел к своей цели, как бульдозер, не задумываясь о том, что эта стратегия очень быстро приведет его к политической смерти.
Роковые сто дней прошли и с начала президентства Петра Порошенко. И картина, к сожалению, оказывается очень не радужной и не оставляющей никаких иллюзий. А перспективы для него лично и для всей Украины кажутся просто катастрофическими. На первый взгляд, по своему психотипу и интеллектуальным качествам Петр Алексеевич разительно отличается от своего предшественника. В отличие от последнего у него наблюдается паралич действия там, где нужно срочно что-то безотлагательно делать (это касается, прежде всего реформ и руководства военными действиями на Юго-Востоке). Но там, где дел касается консервации и укрепления клептократического и коррупционного режима, его энергия вполне сопоставима с энергией Виктора Федоровича. Кроме того, этих двух президентов роднит удивительное упорство в проведении самоубийственного сценария, нежелание кого-либо слушать и слышать, поразительная уверенность в собственной правоте.
А еще роднит скорость преобразований в рамках указанного сценария. Похоже, что Порошенко тоже куда-то торопится, создавая модель власти на манер своего предшественника. Причем делает это, не взирая ни на Майдан, ни на российское вторжение. Здесь есть какой-то нездоровый оттенок мании, некоей неадекватности. Но об этом чуть позже, а сейчас попробуем все-таки определить глубинную сущность «проекта Порошенко», где ключевым словом является слово «гибридный». Это слово у нас стало одним из самих частотных в лексиконе отечественных СМИ. После словосочетания «гибридная война» появилось удачное слово «гибридное перемирие». В этом контексте термин «гибридный президент» напрашивается сам собой, как обозначение некоего кентавра из Ющенко и Януковича, оранжевых и голубых, внешнего европейского лоска и глухой провинциальной азиатчины. Подобные качества были бы вполне приемлемы в спокойной ситуации, однако в условиях войны, когда для руководителя государства нужна сверхжесткая определенность, подобная половинчатость гибельна.
Ее результатом явился системный провал всех направлений президентской деятельности, и это не просто истерия на тему «Все пропало!», а диагноз, который я попробую обосновать.
1.Проигранная война. Я не буду повторять всех аргументов экспертов, которые критиковали действия власти, а также аргументацию ее адвокатов. Однако если отрешиться от тезиса о том, что «слив» Донбасса был результатом чистого «договорняка» (к чему я сам больше склоняюсь), и что проигрыш в войне был не преступлением, а ошибкой, то она состояла во все той же половинчатости и «гибридности»: не война и не мир, полу-война –полу-Ато. Во все той же установке полувоевать-полудоговариваться, просить оружие у НАТО и вступать во все форматы мирных переговоров с агрессором, возвещая «Мирные Планы».
Можно сколь угодно долго повторять аргументы тех, кто говорил о несопоставимости по мощи армии РФ и Украины, что «нам воевать нечем и некем», однако если бы с самого начала Порошенко а) назвал войну «войной» и агрессора по имени (Россия, а не «террористы»), б) обратился к народу с призывом встать на защиту Отечества, в) полностью перестроил экономику на «военные рельсы», г) объявил военное положение или хотя бы режим «территориальной обороны», д) создал вертикаль управления страной в условиях военного времени, Центром которого была бы Ставка Главнокомандующего, то в этом случае военные поражения не вызывали такой бури народной ненависти, которая сейчас выплескивается на его фигуру. Потому что военное поражение еще не является провалом.
И если бы он произнес нечто подобное де Голлю («Еще ничего не потеряно для Франции. Те самые средства, что победили нас, могут приблизить день победы… Чтобы ни случилось, пламя французского сопротивления не должно потухнуть и не потухнет»), то любые отступления нашей армии вызвали бы понимание и еще сильнее сплотили бы народ. Потому что провалом является не военное поражение, а отказ от Сопротивления. Как это было в случае с Петеном и с Петром Алексеевичем. Провалом является признание за бандитским территориальным анклавом «особого статуса» и амнистии тем, кто и сегодня по «расстрельным спискам» уничтожает местных патриотов, кто присылает матерям украинских солдат отрезанные головы их сыновей. Вот это есть полный провал и циничное кощунство!
2. Проваленные реформы. О реальных реформах пока говорить невозможно, потому что на сегодняшний день есть только декларации о намерениях, анонсированные в документе «Стратегия-2020». Намерения эти хороши, однако по масштабам обещаний Януковича, обещавшего вывести Украину в двадцатку самых развитых стран мира, выглядят весьма скромно. Чем завершилась реформаторская мегаломания Виктора Федоровича нам так же хорошо известно. Поэтому слова пока еще остаются словами. Могут возразить, что принят Закон о люстрации и этот закон является прорывом в общей стратегии «очищения власти». Однако что мы имеем в сухом остатке после его принятия? Перспективу люстрацию чиновников, то есть, представителей исполнительной власти и силовых структур, работавших во время правления Януковича. Однако люстрации не подлежат, политики, находящиеся на выборных должностях. Речь идет, прежде всего, о депутатах. А это означает, что голова гидры предшествующего режима, остается нетронутой и эти люди, голосовавшие за кровавые законы 16 января, избегут не только криминальной, но также и других форм ответственности (административной, моральной).
А это означает, что эти люди преспокойно пролезут во власть через парламент, что они уже начинают делать. Весь политический отстой и отребье эпохи Януковича, вся региональная и коммунистическая мразь, ненависть к которой и вывела людей на Майдан возвращаются. Да и сам «Блок Петра Порошенко» представляет собой чистой воды мусоросборник для политических помоев пришлого режима – регионалов, «титушководов», силовиков, участвующих в Антимайдане. (Их имена регулярно публикуются в соцсетях и потому я не буду их упоминать). Присутствие подобного рода людей, которым действительно место в мусорных баках (что прекрасно демонстрирует народная инициатива помещения такого рода политического отстоя в эти самые баки) в команде Порошенко убедительно показывает полный провал идеи очищения власти и, если хотите, публичного надругательства над этой идеей.
3. Маразм кадровых назначений. Кадровая политика Петра Порошенко является настолько одиозной и даже анекдотической, настолько превратилась в притчу во языцех, что комментарии здесь практически излишни. Последний перл Президента о незаменимости министра обороны Гелетея, является очередным свидетельством кадрового коллапса новой власти, непроницаемости для каких-то рациональных соображений и упорного желания сохранять кресла абсолютных дилетантов и полных импотентов исключительно из личных предпочтений. И в экстремальных условиях, когда под вопросом находится само существование украинского государства, когда стране для ее выживания необходим эффективный менеджмент, подобное кумовство может привести к катастрофическим последствиям.
4. Тупики внешней политики. В оправдание беспомощности деятельности Петра Порошенко на президентском посту часто говорили, что он – больше дипломат, чем президент и даже будучи на президентской должности продолжает вести себя как министр иностранных дел. Частично это правильно, потому что отказ от диалога с собственным населением нередко компенсируется внешнеполитической активностью. Так было с Горбачовым, ставшим международной звездой и ненавидимого в своей стране. Так было с Ющенко, которому сразу после Оранжевой революции стоя рукоплескали парламенты западных держав. Очевидно, что Порошенко взял за основу именно такой стиль поведения – бесконечно созваниваться с мировыми лидерами и разъезжать с визитами. И вроде бы тут все складывается неплохо. Американский Конгресс аплодирует стоя, лидеры демократических государств выражают свою поддержку и солидарность.
Однако есть несколько тревожных звоночков, которые сводят на нет всю дипломатическую игру и громогласную риторику. Есть несколько знаковых событий, которые показывают, что за этим камуфляжем из «бла-бла-бла» вырисовывается провал, сравнимый со всеми прочими провальными явлениями нынешнего президентства. Одним из таких провалов является отложенная имплементация Соглашения об Ассоциации с ЕС, которая имеет не столько экономический, сколько символический смысл поведения всех его участников под диктовку Путина. Второе поражение дипломатических усилий Порошенко состоит в том, что западный мир так официально и не признал Россию агрессором и участницей конфликта, несмотря на то, что этот факт является очевидным для всех.
При этом Запад не признал ДНР и ЛНР террористическими организациями, потому что в этом случае США было бы обязаны их бомбить, как они только что начали делать в отношении сирийского Исламского Государства. Наконец, последней каплей в этой череде провалов под победные фанфары явился отказ стран НАТО продавать Украине современное оружие и отказ Обамы предоставить ей статус союзника. И дело здесь не только в том, что Запад боится Россию и что Порошенко исповедует двойные стандарты в отношении России, определяющие его «гибридную стратегию в отношении отражения российской агрессии. Дело еще и в том, что руководители западных государств прекрасно видят отсутствие реальных реформ в борьбе с коррупцией и отсутствие самой перспективы в радикальной «перезагрузки» проекта под названием «Украина». Вместо действительно революционных преобразований вырисовывается охранительный и реставрационный проект, проект сохранения всей прогнившей за 23 года политической системы. И такое государство Запад по-настоящему поддерживать не будет.
Круг замыкается и крепнет стойкою ощущение, что ждать решения насущных для Украины задач от этого правления бессмысленно. Тут уже речь может идти лишь о некоей программе-минимум – отражение агрессии и сохранении суверенитета и территориальной целостности страны. Однако даже в случае полномасштабной агрессии со стороны РФ мы не можем знать, насколько далеко зайдет коллаборантская стратегия Порошенко и какие еще «мирные планы» он будет предлагать, когда Орда двинется дальше. И самое страшное состоит вот в чем. За годы независимости в Украине прошла череда президентов-ничтожеств, где каждый последующий был хуже предыдущего. Но если первый президент вошел в историю тем, что стал отцом этой Независимости (и за это ему многое простится), то Петр Порошенко может стать ее могильщиком.
Алексей Шевченко, Еспресо.ТВ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.