Не помню в каком году в белорусской газете «Звязда» была опубликована статья Зенона Позняка «Пакаранне» о необходимости снести памятник Ленину в Минске у Дома правительства. «Что он символизирует?», — как-то так гипотетически вопрошал в тексте лидер некогда мощного движения и партии БНФ.
Затем на страницах этого и других изданий велись долгие дискуссии (представляете, такое было возможным даже в госСМИ) о необходимости декоммунизации. Дело было задолго до появления условных сегодняшних «ябатек» (сторонников узурпатора Лукашенко» и до рождения большинства условных сегодняшних «ясветок» (сторонников «новой оппозиции»). Тогда поговорили и забыли.
А потом в спорах на уровне «только не Кебич» и не националисты пришел реальный Лукашенко, к 27 годовщине своего правления успешно завершающий строительство фашистского режима. Этот человек отлично понимает значение символов. Флага, герба, языка, церкви, памятников. Он как мало кто знает, что разница есть. С советскими праздниками (даже с измененными названиями) не въезжают в цивилизацию, не порывают с колонизатором. А роль начальника губернии — гарантия второго по значимости влияния над нею.
Когда я с восторгом смотрел на то, как на Бессарабке в Киеве сносят памятник Ленину (позже их снесли все за исключением временно оккупированных территорий), думал именно об этом. И мечтал, что так же будет в Беларуси. Мечтал, но не верил.
Правильно делал. В спорах на уровне «только бы не Лукашенко» и не националисты на власть вроде бы как претендуют те, кто не только за «два языка», никакой декоммунизации, деруссификации, внешнеполитическое направление не меняем, но и совершенно логично предлагает праздновать, например, 23 февраля, к белорусской государственности не имеющее никакого отношения.
Потому обещание Светланы Тихановской: «В новой Беларуси появится множество памятных дат, которые мы сделаем праздниками и будем отмечать все вместе» совершенно логично и звучит как угроза.
О будущем такого государства гадать не приходится.