Идея децентрализации в Украине не потеряла актуальности. Но форма, которую она приобрела, напоминает хаос: это децентрализация в явочном порядке, по принципу «кто сильнее – тот и прав».
Поэтому я не вижу никаких оснований сейчас говорить, что в новом парламенте тема децентрализации актуализируется. Помимо политических причин, для проведения такой реформы не хватает адекватных оценок реального состояния экономики: насколько существенным является спад, каков потенциал дальнейшей дестабилизации.
К тому же сейчас все общество переживает политический шок. На данном этапе все вопросы пытаются решить неформальными методами, в кулуарах. Даже реальная расстановка сил в стране на сегодняшний день не совсем понятна – она только формируется. Поэтому политики стараются не втягиваться в какие-то коалиции по интересам, а наоборот, пытаются адаптироваться к тем, кто на данном этапе имеет полномочия.
В стране совершенно непонятно обозримое будущее. Поэтому политики стараются избегать конкретизации. Обратите внимание – все проекты выходят на уровне деклараций. За стратегией «Украина-2020», с которой выходят в телевизор, не стоит никаких конкретных политических планов. Просто политконсультанты считают, что это способствует рейтингу и делает представителем национальных интересов. Реальная политика даже в прессе не анализируется, так как для анализа должны просчитываться реальные действия, а их нет. В страну заходят деньги, что пересчитываются в ручном режиме. Нет никакого простора для маневра. Это не самая лучшая среда для проведения радикальных реформ.
У нас по-прежнему основные полномочия находятся в руках назначенного областного начальства, а кто назначил – тот и контролирует. Где вы видели местные элиты, которые бы выступали со своими проектами и требованиями?
Большинство администраций сидят тихо.
Последние назначенцы Петра Порошенко не пиарятся, не сильно лезут в телевизор и в целом занимают достаточно сдержанную позицию. От них не слышно каких-то радикальных идей. Бурлят те, у кого есть свои собственные ресурсы – в виде частных армий, например.
Тем не менее, нельзя не признать, что Украина сейчас стала более децентрализованной с точки зрения контроля. Хотя не всегда легко понять, кто именно контролирует власть в Харькове, в Днепропетровске, в ряде других регионов. Многое зависит от местного руководства. Там, где нормальный мэр, где он контролирует ситуацию, имеет опыт и ресурсы, он может решать вопросы региона автономно от Киева и в существующей системе координат. Что, например, мешает сейчас Кличко искать уголь для столичных ТЭЦ?
Пока угроза на Донбассе не ушла, региональная элита занимается личными интересами – решает вопросы с припрятыванием свободных капиталов, которые могут при неграмотном сохранении привлечь чьи-то интересы. Представители крупного бизнеса затаились. Люди хотят сохранить, спрятать побольше, а не участвовать, по возможности, в разных играх, которые могут принести еще больше неприятностей.
Что касается запроса в обществе на децентрализацию – то где он? Люди ведь кричат «Люстрация!», а не «Мы хотим свободного развития регионов».