В минувшем году российская Госдума приняла ряд поправок к федеральному закону о СМИ, которые предусматривают ограничения присутствия иностранного капитала в средствах массовой информации Российской Федерации. Ограничения существовали и в предыдущей версии закона, теперь произошло их резкое ужесточение. Последние поправки в закон о СМИ запрещают иностранцам учреждать, прямо или косвенно владеть и контролировать более 20% капитала любого российского СМИ. Эта норма касается как физических лиц так и компаний, международных организаций и иностранных государств.
Таким образом Россия устанавливает информационный «железный занавес», давая возможность государству полностью контролировать медийное пространство страны. Это вполне объяснимо в условиях, когда РФ объявила холодную войну всему миру, проводя агрессивную международную политику. Обострение внутренней и внешней обстановки в связи с аннексией Крыма, агрессия на Донбассе, экономические санкции и усиление информационной войны с Западом, все это требует «правильного», с точки зрения Кремля, освящения в СМИ.
Еще недавно западные инвесторы владели или были соучредителями целого ряда популярных в России СМИ. По данным русской службы ВВС среди инвесторов были такие компании: Sanoma Independent Media (Финляндия); Axel Springer Russia (Германия); Condé Nast Россия (США, Advance Publications); Condé Nast Россия (США, Advance Publications); Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп (США); Hubert Burda Media (Германия); Schibsted (Норвегия); Modern Times Group (Швеция); Pragla Ltd. (Кипр). Они были акционерами Lenta.ru, Gazeta.ru, газеты «Ведомости», медиа-группы РБК. Сейчас все эти издания вынуждены приспосабливаться к новым условиям. В новых условиях давление со стороны государства становится причиной вынужденного изменения редакционной политики в угоду власть предержащим.
Сейчас основное внимание Кремля уделяется интернет-сми. Это единственное медийное пространство, где власти проигрывают сражение за умы граждан и где еще относительно свободно себя чувствует оппозиция. В нынешней информационной войне российские власти стремятся представить лидеров оппозиции агентами влияния Запада, внутреннего врага с которым необходимо вести борьбу до его полного уничтожения. Спецслужбы РФ предпринимают серьезные усилия для ликвидации независимых СМИ, в том числе в интернете.
С каждым днем Россия все плотнее опускает «железный занавес», стремясь оградить своих граждан от альтернативной информации. В этой войне она обречена на поражение. Все опросы общественного мнения проводимые в РФ показывают, что около 15% населения не поддаются на кремлевскую пропаганду и в случае изменения политической ситуации в стране именно эти люди станут той силой, которая разрушит режим Путина.
Александр Степанченко