КрАЗ разрабатывал бронемашины для миссий в Африке. В этом году его ключевым заказчиком стало родное отечество. Более трети выпущенных броневиков уехали защищать Донбасс, пишет «Новое Время«
Не так давно глава МВД Арсен Аваков рассказал, что для Нацгвардии у КрАЗа закупают 370 машин — тягачей, бронированных и бортовых грузовиков, спецмашин, платформ, прицепов и ремонтных мастерских — на сумму 361 млн грн.
Генеральный директор АвтоКрАЗа Роман Черняк рассказал НВ, как производитель вездеходов «переоделся» в броню.
Как давно начали создавать на предприятии бронетранспортеры?
Разрабатывать — в конце 2012 года, а в январе прошлого года мы отправили первый автомобиль KRAZ-ASV Panther на выставку вооружений IDEX-2013. Его увидели представители ООН и тогда был заключен контракт. Это послужило толчком для дальнейшего развития темы бронирования. На основе Panther мы сделали новый броневик KrAZ Shrek One в разных модификациях: автомобиль скорой помощи KrAZ-MPV Shrek One — Ambulance, автомобиль для разминирования KrAZ-MPV Shrek One — RCV и машина для перевозки личного состава — KrAZ-MPV Shrek One – Personnel Carrier. Далее были разработаны машины на базе Ford (автомобиль Spartan) и Toyota (автомобиль Cougar).
Мы взяли потребности миротворческих миссий — им были нужны машины для перевозки беженцев, докторов, личного состава. Первоначально создавали их как автомобили для мирных целей. Предполагалось, что машины должны перевозить небольшое количество людей. А затем у потенциальных покупателей стали появляться индивидуальные пожелания: увеличение пассажирских мест до 20-ти, размещении башни, ракет, автоматического оружия.
Конкурентов много?
Конкуренция была довольно слабая. Когда мы начали работать, в этом сегменте были представлены лишь два основных производителя: американский Buffalo и южноафриканский Casspir.
Armored Security Vehicle (ASV) — сложная ниша. Мы до сих пор совершенствуемся. Тем не менее, в ООН признают, что мы создали лучший в мире разминировщик. Машина, в которой человек находится в капсуле, защищенной 10- 12 мм слоем брони и 100 мм бронестеклом, в 15 — 16 метрах от возможного взрыва. При этом машина оборудована водяной пушкой, буром, краном-манипулятором, захватом и еще рядом дополнительных опций.
Сколько подобных бронетранспортеров КрАЗа закупили в ООН?
ООН не приветствует раскрытие подобной информации.
Это не единицы, десятки машин?
Десятки. Могу сказать, что ООН продолжает заказывать у нас подобные автомобили.
Кроме Shrek есть еще автомобили Spartan и Cougar.
Эта «дети» — «внучки», «дочки».
Насколько украинским является тот же Shrek?
Если подойти объективно, то Shrek — более чем на 70% украинский, если говорить о Cougar и Spartan — там украинская составляющая 10 – 15%.
Как много было продано бронированных автомобилей: более сотни?
За сотню машин.
Сообщалось, что Нацгвардия закупила большую партию автомобилей. Кроме бронетранспортеров завод поставил и другие военные автомобили КрАЗ:«Сержант», «Солдат», «Раптор», тягачи. Сколько всего в этом году было продано военных машин в Украине?
Скажем так: все что мы делали, все было продано.
Минобороны что-либо купило?
Ничего, ноль. Есть предварительные договоренности с армией, в том числе о переводе таких технических средств как система противовоздушной обороны С300, «Точка У», системы залпового огня «Ураган» на КрАЗы. Но пока это проекты.
В последние годы что-то закупалось для армии и других силовых структур?
Были закупки у МВД, погранслужбы, но это даже не десятки, единицы.
По данным министра внутренних дел Арсена Авакова для нужд Нацгвардии, у КрАЗа в 2014 году было закуплено свыше трех сотен автомобилей.
Я не могу комментировать – это закрытая информация.
Правда, что у вас буквально «вымели» всю технику со складов?
Да. Представители МВД приехали, посмотрели, что есть, и нам сказали: оформляем контракт, мы берем. На наших площадках остались только законтрактованные автомобили для зарубежных заказчиков.
Есть договора с Нацгвардией на будущие поставки?
Есть.
Одна из крупных сделок была заключена с Минобороны Таиланда.
Это крупная и эксклюзивная поставка – мы туда ранее не экспортировали. При этом машины для Таиланда вооружены по натовским стандартам. Тендер был очень сложным – несколько десятков участников. Это настоящие соревнования. На последний этап мы вышли вместе с MANом, КрАЗ одержал победу в сложной борьбе на различных испытательных участках. Кстати, MAN отказался от участия в некоторых испытаниях и от работ в сверх тендерных испытаниях. Так мы и получили этот контракт.
Была информация, что идут переговоры с Ираком, планируется крупная поставка?
Несколько сотен автомобилей.
КрАЗ поставляет в основном на экспорт. А в Украине его доля — минимальная. Почему вы уступаете конкурентам – тому же КАМАЗу, МАЗу?
За рубежом нередко решающую роль играет политический лоббизм. Например, крупный контракт на поставку МАЗа в Туркменистан в 2013 году заключался на уровне Президентов двух стран. Янукович туда не поехал. Аналогичным образом Президент РФ ранее помог КАМАЗу заключить контракт с Пакистаном.
В традиционной для нас нише — мы конкурируем с ведущими мировыми брендами MAN, SISU, Oshkosh и часто побеждаем, если не вмешивается политика. Для нас это не очень сложно, поскольку в соотношении цена – качество конкуренции у КрАЗа мало.
В классическом варианте КрАЗ – лесовоз, трубовоз, самосвал, бортовой, тягач. На этих грузовиках строили БАМ, возили ракетные установки, рубили тайгу. Этот рынок после развала СССР, когда мы выпускали 30 тысяч машин в год, схлопнулся. Поэтому мы активно расширяем линейку, чтобы конкурировать среди дальнемагистральных автомобилей, машин для города и так далее.
Насколько велик этот рынок?
В период стабильного спроса до 1000 машин ежегодно. У нас же сейчас закупаются МАЗы КАМАЗы другая зарубежная техника, в основном «бэушная».
Сегодня 1000 автомобилей для КрАЗа – это рост на 100%
Да, для этого мы планируем расширять номенклатуру, проводить модернизацию, внедрять новые технологии
Какой объем инвестиций предполагается?
В прошлом году инвестиции составили порядка $ 1,5 млн. В этом году — ожидается на уровне $ 3 млн.
Сообщалось, что белорусский МАЗ и русский КАМАЗ ушли с украинского рынка. Их доля на украинском рынке достигала 30%. Планируете занять их место?
Не будьте наивными, никто никуда не уходил. Фирму переоформили на оффшор, сообщив, что она ушла…Конкуренция есть, они работают, как и прежде, посмотрите сами – машины стоят на площадках продавцов.
Ранее мы слабо толкались локтями, мало вкладывали в новые модели, мало себя предлагали и рекламировали. Думаю, что сможем исправить ситуацию очень скоро.
Если не брать в учет военные заказы внутри Украины, а только гражданские автомобили для госсектора — как меняется спрос на вашу технику?
Очень мало закуплено — счет идет на единицы.
Достаточно большой процент экспорта КрАЗа приходился на Россию. В то же время, политическая ситуация и поддержка российского правительства своего производителя (КАМАЗ и УРАЛ) грозит сокращением присутствия КрАЗа в РФ?
Проблема в другом. Два года назад Россия ввела утилизационный сбор. Это означает рост стоимости наших автомобилей в РФ почти на полмиллиона рублей или $ 15 тыс. Как можно конкурировать на этом рынке, когда, попадая на территорию страны, отдаешь в казну четверть стоимости машины?! Там действует еще одна протекционисткая мера – в середине нулевых было запрещено закупать для российской армии технику других государств. Все это делает рынок РФ очень сложным. Но те, кто знают наши машины, продолжают их покупать.
В 2013 году на Россию приходилось пятая часть продаж КрАЗа?
Приблизительно 20%.
Бронеавтомобилям КрАЗа противостоят новые российские разработки под одноименным названием «Тайфун», создаваемые по отдельности КАМАЗом и УРАЛом?
Да, они находятся в той же нише. Мы видели их на выставках вооружений. Но тот же камазовский «Тайфун-К» сложно назвать российским: американский двигатель Cummins, коробка-автомат Allison — американская, мосты и подвеска также из США. Эксперты, мягко говоря, не хвалили эту машину. Уральский проект «Тайфуна» на голову выше технически и доля участия российских производителей там выше.
Ранее предполагалось, что в 2014 году КрАЗ выпустит 1500 машин
Боевые действия на востоке страны наложили свой отпечаток – есть целый ряд проблем по Донецку и Луганску, откуда мы получали комплектующие. Альтернативных поставщиков найти быстро невозможно, поэтому рассчитываем на объем в 1200 автомобилей.
Какая доля продаж в этом году придется на Украину?
К концу года — свыше 35%
До событий на Майдане мы с бывшим главой Киевгорадмнистрации Александром Поповым буквально ручки держали над контрактом о поставке в столицу 1500 машин для коммунальных нужд. Это современные автомобили с газовыми двигателями и экологическим стандартом Евро-5: ассенизаторы, снегоуборочные машины, мусоровозы. Эта потребность у города не исчезла.
У КрАЗа есть свои предприятия на Кубе и во Вьетнаме, планируется создание сборочного предприятия в Боливии. Какие ожидания от этих рынков?
Сборочные предприятия – способ закрепиться на рынках. Тем самым открывается местный сектор госзакупок, расширяются возможности для реализации запасных частей и т д. Это гарантировано 50 – 100 автомобилей в год. Когда заработает предприятие в Боливии, рассчитываем на продажи до 200 машин только в этой стране. Продажи могут расти за счет близлежащего рынка — южноамериканских стран, таких как Бразилия, Эквадор, Чили, Аргентина.
Масштабная закупка техники Национальной гвардии Украины подстегнула интерес к продукции завода?
Конечно. Накануне приезжала военная делегация из Нигерии, включая начальника Генштаба, они смотрели парад ко Дню независимости, видели нашу технику и уже приняли для себя решение. В перспективе это сотни машин.


