Из-за конфликта в Донбассе украинский КрАЗ завален заказами

nvua.net

КрАЗ разрабатывал бронемашины для миссий в Африке. В этом году его ключевым заказчиком стало родное отечество. Более трети выпущенных броневиков уехали защищать Донбасс, пишет «Новое Время«

Не так давно глава МВД Арсен Аваков рассказал, что для Нацгвардии у КрАЗа закупают 370 машин — тягачей, бронированных и бортовых грузовиков, спецмашин, платформ, прицепов и ремонтных мастерских — на сумму 361 млн грн.

Генеральный директор АвтоКрАЗа Роман Черняк рассказал НВ, как производитель вездеходов «переоделся» в броню.

Как давно начали создавать на предприятии бронетранспортеры?

Разрабатывать — в конце 2012 года, а в январе прошлого года мы отправили первый автомобиль KRAZ-ASV Panther на выставку вооружений IDEX-2013. Его увидели представители ООН и тогда был заключен контракт. Это послужило толчком для дальнейшего развития темы бронирования. На основе Panther мы сделали новый броневик KrAZ Shrek One в разных модификациях: автомобиль скорой помощи KrAZ-MPV Shrek One — Ambulance, автомобиль для разминирования KrAZ-MPV Shrek One — RCV и машина для перевозки личного состава — KrAZ-MPV Shrek One – Personnel Carrier. Далее были разработаны машины на базе Ford (автомобиль Spartan) и Toyota (автомобиль Cougar).

Мы взяли потребности миротворческих миссий — им были нужны машины для перевозки беженцев, докторов, личного состава. Первоначально создавали их как автомобили для мирных целей. Предполагалось, что машины должны перевозить небольшое количество людей. А затем у потенциальных покупателей стали появляться индивидуальные пожелания: увеличение пассажирских мест до 20-ти, размещении башни, ракет, автоматического оружия.

Конкурентов много?

Конкуренция была довольно слабая. Когда мы начали работать, в этом сегменте были представлены лишь два основных производителя: американский Buffalo и южноафриканский Casspir.

Armored Security Vehicle (ASV) — сложная ниша. Мы до сих пор совершенствуемся. Тем не менее, в ООН признают, что мы создали лучший в мире разминировщик. Машина, в которой человек находится в капсуле, защищенной 10- 12 мм слоем брони и 100 мм бронестеклом, в 15 — 16 метрах от возможного взрыва. При этом машина оборудована водяной пушкой, буром, краном-манипулятором, захватом и еще рядом дополнительных опций.

Сколько подобных бронетранспортеров КрАЗа закупили в ООН?

ООН не приветствует раскрытие подобной информации.

Это не единицы, десятки машин?

Десятки. Могу сказать, что ООН продолжает заказывать у нас подобные автомобили.

Кроме Shrek есть еще автомобили Spartan и Cougar.

Эта «дети» — «внучки», «дочки».

Насколько украинским является тот же Shrek?

Если подойти объективно, то Shrek — более чем на 70% украинский, если говорить о Cougar и Spartan — там украинская составляющая 10 – 15%.

Как много было продано бронированных автомобилей: более сотни?

За сотню машин.

Сообщалось, что Нацгвардия закупила большую партию автомобилей. Кроме бронетранспортеров завод поставил и другие военные автомобили КрАЗ:«Сержант», «Солдат», «Раптор», тягачи. Сколько всего в этом году было продано военных машин в Украине?

Скажем так: все что мы делали, все было продано.

Минобороны что-либо купило?

Ничего, ноль. Есть предварительные договоренности с армией, в том числе о переводе таких технических средств как система противовоздушной обороны С300, «Точка У», системы залпового огня «Ураган» на КрАЗы. Но пока это проекты.

В последние годы что-то закупалось для армии и других силовых структур?

Были закупки у МВД, погранслужбы, но это даже не десятки, единицы.

По данным министра внутренних дел Арсена Авакова для нужд Нацгвардии, у КрАЗа в 2014 году было закуплено свыше трех сотен автомобилей.

Я не могу комментировать – это закрытая информация.

Правда, что у вас буквально «вымели» всю технику со складов?

Да. Представители МВД приехали, посмотрели, что есть, и нам сказали: оформляем контракт, мы берем. На наших площадках остались только законтрактованные автомобили для зарубежных заказчиков.

Есть договора с Нацгвардией на будущие поставки?

Есть.

Одна из крупных сделок была заключена с Минобороны Таиланда.

Это крупная и эксклюзивная поставка – мы туда ранее не экспортировали. При этом машины для Таиланда вооружены по натовским стандартам. Тендер был очень сложным – несколько десятков участников. Это настоящие соревнования. На последний этап мы вышли вместе с MANом, КрАЗ одержал победу в сложной борьбе на различных испытательных участках. Кстати, MAN отказался от участия в некоторых испытаниях и от работ в сверх тендерных испытаниях. Так мы и получили этот контракт.

Была информация, что идут переговоры с Ираком, планируется крупная поставка?

Несколько сотен автомобилей.

КрАЗ поставляет в основном на экспорт. А в Украине его доля — минимальная. Почему вы уступаете конкурентам – тому же КАМАЗу, МАЗу?

За рубежом нередко решающую роль играет политический лоббизм. Например, крупный контракт на поставку МАЗа в Туркменистан в 2013 году заключался на уровне Президентов двух стран. Янукович туда не поехал. Аналогичным образом Президент РФ ранее помог КАМАЗу заключить контракт с Пакистаном.

В традиционной для нас нише — мы конкурируем с ведущими мировыми брендами MAN, SISU, Oshkosh и часто побеждаем, если не вмешивается политика. Для нас это не очень сложно, поскольку в соотношении цена – качество конкуренции у КрАЗа мало.

В классическом варианте КрАЗ – лесовоз, трубовоз, самосвал, бортовой, тягач. На этих грузовиках строили БАМ, возили ракетные установки, рубили тайгу. Этот рынок после развала СССР, когда мы выпускали 30 тысяч машин в год, схлопнулся. Поэтому мы активно расширяем линейку, чтобы конкурировать среди дальнемагистральных автомобилей, машин для города и так далее.

Насколько велик этот рынок?

В период стабильного спроса до 1000 машин ежегодно. У нас же сейчас закупаются МАЗы КАМАЗы другая зарубежная техника, в основном «бэушная».

Сегодня 1000 автомобилей для КрАЗа – это рост на 100%

Да, для этого мы планируем расширять номенклатуру, проводить модернизацию, внедрять новые технологии

Какой объем инвестиций предполагается?

В прошлом году инвестиции составили порядка $ 1,5 млн. В этом году — ожидается на уровне $ 3 млн.

Сообщалось, что белорусский МАЗ и русский КАМАЗ ушли с украинского рынка. Их доля на украинском рынке достигала 30%. Планируете занять их место?

Не будьте наивными, никто никуда не уходил. Фирму переоформили на оффшор, сообщив, что она ушла…Конкуренция есть, они работают, как и прежде, посмотрите сами – машины стоят на площадках продавцов.

Ранее мы слабо толкались локтями, мало вкладывали в новые модели, мало себя предлагали и рекламировали. Думаю, что сможем исправить ситуацию очень скоро.

Если не брать в учет военные заказы внутри Украины, а только гражданские автомобили для госсектора — как меняется спрос на вашу технику?

Очень мало закуплено — счет идет на единицы.

Достаточно большой процент экспорта КрАЗа приходился на Россию. В то же время, политическая ситуация и поддержка российского правительства своего производителя (КАМАЗ и УРАЛ) грозит сокращением присутствия КрАЗа в РФ?

Проблема в другом. Два года назад Россия ввела утилизационный сбор. Это означает рост стоимости наших автомобилей в РФ почти на полмиллиона рублей или $ 15 тыс. Как можно конкурировать на этом рынке, когда, попадая на территорию страны, отдаешь в казну четверть стоимости машины?! Там действует еще одна протекционисткая мера – в середине нулевых было запрещено закупать для российской армии технику других государств. Все это делает рынок РФ очень сложным. Но те, кто знают наши машины, продолжают их покупать.

В 2013 году на Россию приходилось пятая часть продаж КрАЗа?

Приблизительно 20%.

Бронеавтомобилям КрАЗа противостоят новые российские разработки под одноименным названием «Тайфун», создаваемые по отдельности КАМАЗом и УРАЛом?

Да, они находятся в той же нише. Мы видели их на выставках вооружений. Но тот же камазовский «Тайфун-К» сложно назвать российским: американский двигатель Cummins, коробка-автомат Allison — американская, мосты и подвеска также из США. Эксперты, мягко говоря, не хвалили эту машину. Уральский проект «Тайфуна» на голову выше технически и доля участия российских производителей там выше.

Ранее предполагалось, что в 2014 году КрАЗ выпустит 1500 машин

Боевые действия на востоке страны наложили свой отпечаток – есть целый ряд проблем по Донецку и Луганску, откуда мы получали комплектующие. Альтернативных поставщиков найти быстро невозможно, поэтому рассчитываем на объем в 1200 автомобилей.

Какая доля продаж в этом году придется на Украину?

К концу года — свыше 35%

До событий на Майдане мы с бывшим главой Киевгорадмнистрации Александром Поповым буквально ручки держали над контрактом о поставке в столицу 1500 машин для коммунальных нужд. Это современные автомобили с газовыми двигателями и экологическим стандартом Евро-5: ассенизаторы, снегоуборочные машины, мусоровозы. Эта потребность у города не исчезла.

У КрАЗа есть свои предприятия на Кубе и во Вьетнаме, планируется создание сборочного предприятия в Боливии. Какие ожидания от этих рынков?

Сборочные предприятия – способ закрепиться на рынках. Тем самым открывается местный сектор госзакупок, расширяются возможности для реализации запасных частей и т д. Это гарантировано 50 – 100 автомобилей в год. Когда заработает предприятие в Боливии, рассчитываем на продажи до 200 машин только в этой стране. Продажи могут расти за счет близлежащего рынка — южноамериканских стран, таких как Бразилия, Эквадор, Чили, Аргентина.

Масштабная закупка техники Национальной гвардии Украины подстегнула интерес к продукции завода?

Конечно. Накануне приезжала военная делегация из Нигерии, включая начальника Генштаба, они смотрели парад ко Дню независимости, видели нашу технику и уже приняли для себя решение. В перспективе это сотни машин.

nvua.net
nvua.net
nvua.net
nvua.net
nvua.net
nvua.net
This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.