Автор статьи в The Washington Times Питер Ханнафорд напоминает, что в сентябре вступит в силу новый российский закон «О персональных данных», согласно которому международные интернет-фирмы должны обрабатывать и хранить данные о российских клиентах на серверах, расположенных в России.
«Это делается под предлогом заботы о частной жизни граждан России. На самом деле цель [данной меры] — предоставить правительству доступ в эту частную жизнь и ограничить конкуренцию со стороны международных интернет-компаний», — полагает Питер Ханнафорд.
«Определенно, появление этого закона отчасти вызвано паранойей», — считает журналист и в подтверждение своей точки зрения цитирует высказывания российского президента в апрельской телевизионной программе. В ней Путин, в частности, сказал, что «интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается» и ничему исходящему от американцев нельзя доверять.
Ханнафорд напоминает, что закон должен был вступить в силу в январе 2015 года, «однако защитники интернет-свободы подняли такой шум, что эту дату перенесли на 1 сентября».
Автор указывает, что в России предположительно 76 млн пользователей интернета, и новый закон им повредит. В частности, нарушит планы россиян, использующих онлайновые службы для покупки международных билетов, бронирования отелей, оплаты и даже для получения виз. Также автор ссылается на недавний отчет Европейского центра по международной политической экономии (ECIPE), в котором прогнозируется, что новый закон приведет к падению ВВП России на 5,7 млрд долларов.
«Если нероссийские компании, предоставляющие сейчас услуги [россиянам], выполнят условия этого закона и перенесут свои данные, относящиеся к России, на российские серверы, соответствующие затраты лягут на плечи их клиентов. Кроме того, заинтересованным странам может не хватить времени, оставшегося до сентября, на то, чтобы арендовать российские серверы, не говоря уже о создании новых», — отмечает The Washigton Times.
Несколько западных интернет-компаний уже приняли решение покинуть то, что считалось растущим рынком. Microsoft переводит офис по разработке Skype из Москвы в Прагу, компания Adobe прекратила деятельность в России, Google закрывает московский технический офис.
«Всем этим компаниям пришлось оценить затраты на обеспечение соответствия новому предписанию с точки зрения текущей и потенциальной прибыли», — отмечает Ханнафорд.
В торговом представительстве США «объявили, что российский закон «О персональных данных» «повлияет на широкий спектр международных служб», сообщает The Washington Times.
«Этот закон можно считать ответвлением кремлевской стратегии удушения свободы слова. <…> Владимир Путин хорошо знает, что сохранение им власти зависит от контроля информации. Новый закон — лишнее свидетельство этого», — резюмирует автор публикации.