Как правильно ездить с газобаллонным оборудованием (ГБО) и как его обслуживать
Сразу подчеркну, поскольку это крайне важно — газобаллонное оборудование сегодня настолько безопасное, что все страшилки по этому поводу давно в прошлом! Причин тому — две.
Первая — современные системы ГБО сами по себе огне- и взрыво- защищены в высшей степени, и вторая — «левое» газобаллонное оборудование вы сегодня не сумеете легализовать, узаконить и зарегистрировать. В силу как раз последнего условия с начала 2020 года чрезвычайных происшествий, связанных с автомобильным газобаллонным оборудованием, — единицы!
Что касается вопроса в заголовке, то правил тут не сильно много, и они не сложны. Как работает ГБО:
-
Газобаллонное оборудование устанавливается параллельно с бензиновым, а не взамен (если только в вашем авто не ГБО 5-го поколения и выше).
-
Двигатель на холодную заводится на бензине, а после прогрева к 50 градусам автоматически переходит на газ (если только в вашем авто не ГБО 2-го поколения, там нужно еще дополнительно кнопку нажимать).
-
У метана, правда, другая особенность; в отличие от пропан-бутановой смеси в баллоне метан находится под высоким давлением, и его необходимо снизить перед подачей в цилиндры посредством редуктора и другого сопутствующего оборудования. И этим также занимается автоматика (либо вручную).
-
Когда газ в баллоне (баллонах) заканчивается, не следует сразу торопиться на заправку, нужно какое время дать двигателю поработать на бензине — дольше прослужит.
Во всём остальном никаких специальных действий и специфических знаний не требуется. В зависимости от настроек ПО управления двигателем, нужно быть готовым к тому, что (возможно, но не обязательно) максимальная мощность вашего ДВС на газе может оказаться несколько ниже, чем на бензине.
Примечание. В случае если вы или ваши пассажиры услышите запах газа, то — к спецам на СТО. Хотя, впрочем, как и в случае с запахом бензина.
Особенности заправки газом
1. Нельзя заправлять автомобиль бытовым газом из домашней трубы (да этим сегодня никто и не занимается).
2. Баллон нельзя заполнять «под горло», а это и не получится, поскольку если устройство ГБО исправно — автоматически сработает мультиклапан, который ВСЕГДА оставляет в баллоне запас объема.
3. Соотношение пропана и бутана в смеси зависит от сезона; летом оно около «50 на 50», а зимой процент пропана несколько выше, однако этим занимаются сами заправочные сервисы.
4. Газ не пахнет, поэтому в его состав добавляется специальный одорант, его-то мы и слышим. Кстати, по поводу запаха в салоне — это может «сочиться» и непосредственно ГБО из-за нарушения герметичности, и… запах может присутствовать у авто с вырезанным катализатором.
Примечание. Однако всеми, перечисленными выше, вопросами занимаются заправщики, а наше дело маленькое — вынимаем денежки, господа.
Везде ли можно ездить на газе
Ездить можешь, где хочешь, а вот стоянка автомобиля с ГБО может быть ограничена. Например, на некоторых подземных парковках.
Как объясняют сами владельцы таких парковок, газ пропан-бутан якобы тяжелее воздуха, и в случае утечки он скапливается в помещении, что, разумеется, чревато неприятностями пожарного характера…
С метаном наоборот: он легче воздуха, и при утечке опасность возникает только в закрытых помещениях. Однако из личного опыта могу сказать, что таких парковок в Киеве я даже не встречал. Или не попадались!
Преимущества ГБО перед бензиновой топливной системой
-
Ездить на газе дешевле, однако тут следует считать, насколько выгодна или не выгодна установка ГБО в автомобиль.
-
Ездить на голубом топливе не сложнее, чем велосипеде (то есть, на бензине).
-
Поскольку газ более теплотворен и его октановое число выше, чем у бензина, поэтому и топливо сгорает немного по-другому, и мотор работает по иному алгоритму, и имеется своя специфика при проведении регламентных ТО.
На все эти и многие другие вопросы вам ответят тут, в компании Injector (город Киев), в том числе и по поводу ремонта, обслуживания и тд.