Решение проблемы Крыма отодвинуто кризисом на Донбассе. Однако рано или поздно эта проблема станет на повестке дня. Среди предложений о том, что нужно сделать для того, чтобы Крым снова стал де факто частью Украины, превалируют силовые варианты либо варианты связанные с ситуацией в самой России — с возможным кризисом, революцией, отстранением Путина и т.д. Все эти варианты никак не связаны с возможностью переговоров, поиском компромиссов и взаимоприемлемых решений. И все же, как представляется, можно пойти по пути нахождения решений которые будут в правовом поле и при этом будут соблюдены интересы и Украины и России и жителей самого Крыма.
Одним из таких вариантов может быть совместное управление Крымом Россией и Украиной. В истории есть прецеденты когда две страны, в течении длительного периода, управляли той или иной территорией. Как пример можно назвать Судан. С 1899 по 1956 год эта страна находилась под совместным управлением Великобритании и Египта. Разумеется, там была абсолютно другая ситуация, иные экономические и политические условия, но сам факт управления нужно принять во внимание.
Для того, чтобы реализовать идею совместного управления Крымом, мы должны изначально понимать, что речь должна идти о серьезных взаимным уступках. Сначала должна быть выработана концепция совместного управления, затем выработан договор который и станет основой будущего урегулирования. Вот его основные моменты:
1. Заключается многосторонний международный договор с участием Украины, России, ОБСЕ и ООН;
2.Согласно договору Крым признается территорией совместного управления (кондоминиум) Украины и России;
3. Восстанавливается действие Харьковских соглашений по Черноморскому флоту. Все российские войска сверх установленного лимита выводятся за пределы Крыма;
4. На основании договора Крым получает широкую автономию. Конституцию Крыма разрабатывает Совместная украинско-российская комиссия. Утверждают Конституцию Крыма своими законодательными актами Верховная Рада Украины и Федеральное собрание РФ;
5. Согласно договору, жители Крыма получают право на двойное гражданство РФ и Украины. Государственными языками в Крыму, согласно Конституции, становятся украинский, русский и крымскотатарский;
6. Окончательное решение о статусе Крыма принимается на референдуме жителями Крыма, который должен состоятся в 2039 году (за три года до прекращения действия Харьковских соглашений). В случае если жители Крыма делают свой выбор в пользу Украины то после окончания срока действия Харьковских соглашений, Черноморский флот выводится на территорию РФ;
7. Все вопросы внешней безопасности Крыма решаются на основе договора постоянно действующей Совместной украинско-российской комиссией. Вопросы внутренней безопасности передаются в компетенцию правительства Крыма. Территориальные воды Крыма патрулируются совместно кораблями береговой охраны Украины и РФ;
8. В Конституции РФ и Украины вносятся соответствующие поправки о статусе Крыма.
Разумеется, заключение такого договора возможно лишь при наличии доброй воли двух сторон и при строгом соблюдении международных обязательств. Не стоит тешить себя иллюзиями, что проблема Крыма сможет быть разрешена завтра или в крайнем случае послезавтра. Нужно быть готовым к тому, что поиск решения затянется на годы, но выход из тупика может быть найден только за столом переговоров.
Александр Степанченко, InfoResist
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.