Даже эффективная дипломатия может быть весьма неприглядным делом. Пожалуй, ничто не иллюстрирует это утверждение лучше, чем уродливое незаконнорожденное дитя российской войны в Украине: Минские соглашения, пишет Джон Хербст, экс-посол США в Украине, для Atlantic Council.
В последние месяцы Германия и Франция давили на Украину, чтобы она приняла закон о местных выборах, ставший основой для проведения выборов в ДНР и ЛНР (оккупированных территориях на востоке Украины, контролируемых ставленниками Москвы).
В Украине эти требования вызывают большое негодование; они, похоже, служат интересам Кремля, агрессора, пришедшего в Донбасс ради ослабления контроля Киева над восточной частью страны и в дальнейшем дестабилизации украинского правительства. Кроме того, украинцы указывают, что вторые Минские соглашения, в которых прописаны эти обременительные требования, потребовались только потому, что Москва нарушила условия первых Минских соглашений своим наступлением в 2015 году с целью захвата Дебальцево.
Тем не менее, Франция и Германия настаивают как минимум на принятии закона о выборах. Хотя публично они заявляют, что это очень важно, так как является одним из условий Минска-ІІ, в частном порядке некоторые чиновники признают, что закон нужен, поскольку европейцы не против отменить санкции против России и используют в качестве аргумента нежелание Украины принимать закон о местных выборах.
Большое количество членов Рады выступают против закона о местных выборах, так как опасаются, что выборы на оккупированных территориях, где находится значительное количество российских солдат и российских же вооружений, приведут к фальсификации результатов голосования, и в результате победу одержат агенты Москвы. Но американцы, французы и немцы парируют, что Минск-ІІ требует проведения выборов в соответствии с украинским законодательством и лучшими международными стандартами. Это означает, что
Украина может внести пункты, требующие вывода российских войск и вооружений, а также того, что наблюдать за выборами будет как украинская сторона, так и ОБСЕ, что затруднит фальсификацию голосования. Смысл, разумеется, в том, что, если эти условия не будут выполнены, Украина не будет обязана проводить выборы.
Вероятно и то, что Москва откажется идти на необходимые для проведения голосования шаги – вывод солдат и отвод вооружений. Но даже в этом случае выйдет, что Украина выполнила свою часть обязательств в рамках Минска, лишив аргументов европейцев, выступающих за ослабление санкций.
Конечно, это не лучшая ситуация. В идеальном мире США и ЕС оперативно назвали бы российское «скрытое вторжение» в Донбасс актом агрессии, которым оно и является, и нам не был бы нужен минский процесс для поддержания европейских санкций. Но в кровавой истории Украины и Восточной Европы никогда не было идеальных условий. В данный момент Украине придется умело использовать свои «минские» карты, чтобы получить необходимую поддержку от ЕС.
Перевод НВ. Полная версия статьи доступна на сайте nv.ua.