6 июня умерла известный украинский кинорежиссер, сценаристка и актриса Кира Муратова. Ей было 83 года. Режиссер занимала особое место в отечественном кино, она была известна не только в Украине, но и во всем мире. InfoResist рассказывает, чем нам запомнилась легендарная Кира Муратова.
Кира Муратова: биография
Кира Муратова родилась в Румынии в 1934 году. Училась на филологическом отделении российского МГУ. Позже получила диплом режиссёрского факультета ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1961 году устроилась на должность режиссера Одесской киностудии. Спустя год дебютировала с короткометражной лентой «У крутого яра».
После громкого скандала с руководством киностудии Муратова уехала в Петербург, где выпустила фильм «Познавая белый свет» (1978). Там она встретила своего мужа Евгением Голубенко.
Потом она вернулась в Одессу и сняла «Астенический синдром» – перестроечный взрыв, сломавший все представления о том, что и как можно в кинематографе. Этот фильм в 1990 году получил гран-при Берлинского кинофестиваля.
В фильмах Муратов снимались такие известные актеры, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Рената Литвинова, Наталья Бузько и другие.
Политические взгляды
Кира Муратова была ярой защитницей независимости Украины. Она не раз высказывалась в поддержку Революции достоинства, называя Януковича великорусским шовинистом в отношении украинцев и молдаван.
«Так всегда случается в современной истории. Все цветет, расцветает, а потом нападают – и исчезают без особых следов. Я вообще пацифистка, против войны. Но если тебя по голове бьют, и ты должен отвечать…», – рассказал в одном из интервью режиссер.
Муратова называла себя пацифисткой. Однако не раз заявляла, что украинцы должны продолжать бороться за свою страну. «Мне не нравится, что Украина воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех стандартах, в которых живет человечество: «Надо защищать свою территорию, надо бороться!».
Кира Муратова: лучшие фильмы
«Долгие проводы»
Фильм, который определил будущее Киры Муратова, считается «Долгие проводы» 1971 года. У этого фильма сложная судьба: его сочли аморальными. Кинолента была запрещена цензурой долгое время, только после «перестройки» мир увидел фильм Муратовой.
По сюжету, мать-одиночка Галина долгое время была обеспокоена только здоровьем и счастьем сына Саши. Когда сын подрос, у матери появилось время на женское счастье и она стала принимать внимание от заботливого и мягкого Николая Сергеевича. После летнего отдыха мама замечает, что ребенок изменился. Галина находит у сына письмо папе, в котором говориться, что он хочет уехать к нему жить. Не зная, как поступить в такой ситуации, мать окончательно разрушает свои хрупкие отношения с ребенком.
https://www.youtube.com/watch?v=IyYGBptr4_Y
«Астенический синдром»
Этот фильм, состоящий из двух частей, стал настоящей революцией в советском кинематографе. Снята лента в формате перевертыша. Одна часть фильма цветная, другая — монохромная. Части никак не связаны между собой. Астенический синдром в медицине — это болезненное состояние, при котором настроение становится неустойчивым и в любой момент может последовать взрыв, а организм всеми силами старается сохранить внутренний баланс.
Первая новелла рассказывает о женщине, только что похоронившей любимого мужа. Она пребывает в нестабильном, попадает к другим таким же людям, находящимися на грани нервного срыва.
Во второй новелле сюжет повествует о школьном учителе, и другой грани астенического синдрома. Из-за пережитых неприятностей, он начинает засыпать в самых неподходящих местах. В конце концов, руководство отправляет его на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где он с изумлением обнаруживает не психов, а вполне обычных людей…
https://www.youtube.com/watch?v=inhMjV9xGGg
«Три истории»
Три истории, в которых Кира Муратова рассматривает возможность совершить убийство. В каждой новелле на убийство решается человек, кажется, абсолютно не приспособленный для этого.
https://www.youtube.com/watch?v=inhMjV9xGGg
«Вечное возвращение»
Муратова разрушает стереотипы и так говорит о своей работе: «Знаете, есть такой стереотип, скажем: Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша любит Толика… Ну в конце фильма все устроены, а кто не устроен, тот попадает под машину, или его сбрасывают со скалы… Есть определенное количество таких стереотипов, которые мне осточертели. И это был главный импульс сделать этот фильм».
К слову, именно эта кинокартина стала последней в карьере Киры Муратовой.